С Крещением Руси на Руси вместе с просвещением ее светом христианства появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры. К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов. Д. С. Лихачев в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки. Христианство, в отличие от язычества, было религией с высокоразвитой письменностью, поэтому его введение повлекло за собой культурный переворот. Таким образом, на этом этапе развития государства и просвещения роль Православной церкви можно считать основополагающей для развития и становления первых учебных заведений. Несмотря на неблагоприятные условия для развития образования русская школа, руководимая духовенством, продолжала существовать и в период монголо-татарского нашествия. Особенно усилилась роль монастырей, при которых сохранились школы. После введения христианства в Древней Руси начинают осуществлять новые подходы к проблемам нуждающихся, строящиеся на основе греческих церковных законоположений, но при этом традиции и обычаи предков еще много веков служат для разрешения всевозможных споров и тяжб. С образованием российской государственности появляются царские указы, регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий нуждающихся и власти. В 1551 году в Стоглаве появляется не только статья о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность различных слоев общества: людей церкви, странников, вдов, “бельцов”, нищих. Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношении разнообразных групп населения в период массового голода, эпидемий. происходит изменение направления помощи. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и новых форм поддержки и защиты нуждающихся. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои коррективы в трансформацию общественных отношений, что нашло отражение в княжеской защите и попечительстве, в церковно-монастырской поддержке, приходской системе помощи.
Ярославль - 1010 г. (год основания ) , 1071 г. - первое упоминание Владимир - 1108 г. (год основания) 990 г - первое упоминание Суздаль - 1778 г. (год основания) По одним источникам впервые упомянут в письменных под 999 годом, по другим в летописи Суздаль впервые упоминается, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году Ростов Великий (Ярославский) - 862 г. <span>Переславль-Залесский - первое упоминание датируется 1152 г.</span>
В 751 ГОДУ У ГОРОДА АТЛАХА БЛИЗ РЕКИ АТЛАС ТАЛАССКОЙ ДОЛИНЫ ПРОИЗОШЛО ГРАНДИОЗНОЕ СРАЖЕНИЕ МЕЖДУ АРАБАМИ И КИТАЙЦАМИ АТЛАХСКАЯ (АТЛАССКАЯ) БИТВА ИМЕЛА БОЛЬШОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Т.К. КИТАЙЦЫ НАВСЕГДА ПОКИНУЛИ ЖЕТЫСУ. В БИТВЕ НА СТОРОНЕ АРАБОВ И ТЮРГЕШЕЙ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ И КАРЛУКИ.
В 749 ГОДУ КИТАЙСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ ГАО СЯНЬЧЖИ (АНГЛ.)РУССК. ВЗЯЛ ТАШКЕНТ, КАЗНИВ ЕГО ТЮРКСКОГО ПРАВИТЕЛЯМОХЭДУ. ПО ЖАЛОБЕ ЕГО СЫНА И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ АРАБСКИЙ ГАРНИЗОН В ОСАЖДЁННОМ ТАРАЗЕ, НАМЕСТНИК ХАЛИФААБУ МУСЛИМ ПОСЛАЛ НАВСТРЕЧУ КИТАЙЦАМ ОТРЯД ЙЕМЕНСКОЙ КОННИЦЫ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ЗИЯДА ИБН САЛИХА, К КОТОРОМУ ПРИСОЕДИНИЛОСЬ ОПОЛЧЕНИЕ ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕН, ПРЕЖДЕ ВОЕВАВШИХ С АРАБАМИ.
Чередование времён года имеет огромное значение в жизни природы и человека. От перемены времени года зависит, например, жизнь лесных животных. Медведь ложится в долгую спячку с наступлением зимы, у многих млекопитающих сменяется шерстяной покров на более тёплый. Листва деревьев опадает, превращаясь после осенних ветров и зимних снегов- в перегной, благодаря которому летом почва становится плодороднее. Для человека это влияние наверное чуть менее заметно и в основном оно заключается в перемене досуга. Летом можно купаться, осенью ходить за грибами, зимой кататься на Горках. Для тех, кто ещё живет в деревнях или сельской местности от чередования времён года зависит- что будет на обед. Так, если летом стол может ломиться от разнообразия еды, то зимой на нем скорее всего останется картошка, мясо и соленья, запасенные на зиму заранее.