Свой рассказ «О чем плачут лошади» Федор Абрамов посвятил
памятной истории из детства, связанной с его любимицей лошадью Рыжухой.
Выросший в глухой северной деревне в большой семье автор знал цену лошадям,
видел их тяжелый труд. Лошади в его жизни – необыкновенные создания, они
наделены душой и способностью дружить. Рыжуха обратилась к мальчику как к
старшему другу с вопросом: «Правда ли, что лошади были счастливы, их любили и о
них заботились?» Не смог ответить правду деревенский паренек рабочей колхозной
лошади. Не смог, хотя знал и помнил, как чтилась лошадь-кормилица в
крестьянской семье. Знал он, как прекрасно бывает животное, окруженное любовью хозяина. Чувствовала это и
лошадь. Автор описывает Рыжуху как необычную клячу, а резвую и душевную
кобылку, сохранившую молодой задор. Она способна любить и не понимает, почему
люди так жестоки к ее собратьям. Это непонимание и ее вопрос звенящей тишиной наполняют
луг. Словно все лошадиное племя и живое и мертвое со слезами вопрошает юного
друга: «Возможно ли счастье?» Не имея возможности что-то изменить в ее жизни,
паренек ощущает себя предателем и чувствует, как рвутся узы былой дружбы.
Тяжелая «лошадиная тоска» охватывает мальчишку, вина и безысходность холодят
потом.
Подобно пушкинскому вещему Олегу мы предали лошадей, заманив их рабочей
техникой на полях и машинами на дорогах. Мы утратили частицу любви, частицу
связи с природой. Нам стало не хватать доброты и ласки, мы перестаем понимать
своих близких и, порою, себя. Как знать, не станет ли это той гробовой змеёй
поразившей Олега, навестившего
обглоданные кости бывшего любимца. Разучившись сострадать и любить
братьев наших меньших, человечество рискует бесследно потерять частицу своей
души.
В стихотворении противопоставляются красота и смерть. Красота мирной природы, ее неприкосновенность и покой противопоставлены стремительному бегу, уносящему красоту от смерти, пришедшей с человеком.
Этот прием называется антитеза (противопоставление).
Большая -прибольшая..........
Стихотворение Лермонтова «Бородино» написано от имени простого солдата, участника битвы. Этот факт подчеркивает утверждение поэта, что историю страны творит народ. Несмотря на то, что рассказ ведет рядовой воин, он охватывает не частичку событий, описывая только свою батарею и командира, а мастерски изображает все сражение. Подвиг народа объединен в целостную картину, а не распался на мелкие случаи, произошедшие во время войны.
Герой пользуется просторечными выражениями: «У наших ушки на макушке» , «Французы тут как тут» , «Угощу я друга: постой- ка, брат мусью! » , «Что толку в этакой безделке? » , «Ну ж был денек! » . Он использует простонародную лексику: Мусью, басурман. Все это говорит о том, что герой был простым человеком из народа, солдатом.
В том, как эмоционально старый солдат вспоминает битву, постоянно чувствуется еще не забытое восхищение, энтузиазм. Для того, чтобы передать чувства русского воина – защитника Отечества, автор вводит риторическое восклицание. «Ну ж был денек! » или: «Вам не видать таких сражений! » или: «Что значит русский бой удалый, / Наш рукопашный бой! » . Свое поколение он считает мужественным (Могучее, лихое племя) , своих однополчан – храбрецами, «богатырями» , он гордится тем, что принадлежит к их числу. Риторическое восклицание – это образное средство, с помощью которого в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, одушевлением. Служит для усиления выразительности речи.
Какие средства художественной выразительности еще использует автор? Метафора – это слово или выражение, употребленное в переносном значении.Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за сет которого усиливается значение первого.