В первой половине XVI в. в Европе завершается формирование централизованных государств — Франции, Англии, Испании. В этих странах образуется новая форма политического устройства — абсолютизм. Его характерными признаками были: неограниченная власть государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и мощную армию. Церковь полностью интегрируется в государственную систему. В качестве идейного обоснования абсолютизма выступала теория божественной природы королевской власти. Под воздействием различных факторов на рубеже XV—XVI столетий традиционные сословия деформировались, оказываясь в большей мере заинтересованными в усилении королевской власти. Дворянство видело в ней источник финансовой поддержки, а также стремилось получить придворные должности, посты в армии и государственном управлении. Происходившая реформация существенно ослабила позиции духовенства, которое утрачивает прежнюю автономию от светских властей. Третье же сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживали сильную королевскую власть, видя в ней залог своей стабильности и процветания. Используя заинтересованность ряда сословий, монархии удается возвыситься до положения «надсословной» силы и завоевать абсолютную власть. В таких условиях огромное значение приобрели личность монарха, его способности и склонности. Основой политической стратегии глав абсолютистских государств стало лавирование между старым дворянством, сохранявшим значительный политический вес, и буржуазными элементами, обладавшими крупными финансовыми средствами. При абсолютизме утверждается новый принцип управления: государство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, управление страной приобретает публично-правовой, общенациональный характер. Возникновение абсолютизма стало важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, суверенного государства.
Абсолютизм формируется в XVI-XVII вв., прежде всего, в таких странах, как Франция, Англия, Испания, стремившихся к установлению своей гегемонии в Европе. Однако в Европе на данном этапе развития существовала и так называемая «региональная» модель абсолютизма (характерна для итальянских и германских земель с их полицентризмом). Здесь, хотя и в рамках небольших государств, также шел процесс укрепления монархической власти, формирование бюрократического аппарата и регулярной армии. Безусловно, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные стремления крупной аристократии; непрерывные войны затрудняли государственное развитие. Тем не менее, Испания при Филиппе II, Англия при Елизавете I, Франция при Людовике XIV достигают пика развития абсолютистской системы.
Решение думы обретало силу закона лишь с согласия царя. Сам же царь мог обойтись и без думы. Вокруг него образовывался круг ближайших советников, «ближних бояр», совместно с которыми нередко принимались важнейшие решения. Число указов, которые царь принимал без думы, неуклонно возрастало. Дума, таким образом, постепенно утрачивала своё значение.
И вот снова наступило утро. С восходом
солнца, когда завершилась битва Кота и Змея, и
бог солнца Амон-Ра, как всегда, победил бога
тьмы Апопа, вся семья уже на ногах.
По нашим обычаям глава семьи проснулся
раньше других домочадцев и позавтракал один,
сразу после умывания. Завтрак его был, как
всегда, прост: ячменные лепёшки из «ита» и
ячменное пиво. В хорошие, урожайные годы на
завтрак бывают ещё пшеничные лепёшки из
«сута» и мясо. Но до сбора урожая ещё далеко.
Поэтому и мясо на нашем столе бывает редко,
его не на что выменять.
Одежда крестьянина проста: короткая набедренная льняная повязка «схенти» с
поясом и плетённые из тростникового папируса сандалии. Ещё он обязательно
носит свои защитные амулеты из бронзы и керамики. Сегодня, после завтрака, он
отправился к уличному цирюльнику, чтобы тот гладко выбрил ему голову. После
этого он наденет короткий чёрный парик изо льна и отправится на работу.
Перед разливом Нила мужчинам приходится много работать: приводить в порядок дамбы,
укреплять посадкой деревьев и кустарников дороги, очищать и углублять каналы. Все это
делается для того, чтобы, живительные воды Нила не превратили поля в болота. Когда же в
сентябре начнётся паводок, он вместе с остальными мужчинами будет следить за
наполнением квадратных бассейнов водой. И только через два месяца, к октябрю, воду
начнут медленно спускать по специальным спускным каналам, следя за тем, чтобы
плодородный ил оставался на полях. Тогда земля станет мягкой и жирной.
А после этого начнутся посевные работы. Сеять
хлебное зерно - это тяжёлая работа, потому ею
занимаются только мужчины. Во время сева жнецы
работают под звуки флейты: ведь под ритм музыки
жнецам легче выполнять свою тяжёлую работу.
Женская работа начнётся позднее – во время веяния.
Я буду работать на гумне, очищая зерно с помощью
продолговатых лопаток – веялок от мякины. Но это
будет потом.
Пока же я осталась в доме из тростника, обмазанного илом с тростниковой
циновкой вместо крыши и двери (деревянные двери могут позволить себе
только очень богатые люди в нашем царстве) . Я умылась, расчесала свои
волосы и сделала причёску «конский хвост» . Я не знатная дама, поэтому
парика у меня нет. Как всегда, я почернила брови специальным порошком
кохоль и обвела черным порошком глаза, чтобы боги Хорус и Ра защитили
меня от болезней. Я подкрасила веки зелёным порошком из сернистого
свинца, чтобы защитить глаза от солнца. Одежда моя тоже очень проста:
плотно облегающая фигуру рубашка - сарафан «калазирис» из грубой ткани, с
разрезами по бокам, чтобы было удобнее выполнять работу по дому. Не
забыла я надеть и свои простые украшения из керамики. После этого я позавт-
ракала фруктами и чистой водой.
Дети поели отдельно. Им не нужно причёсываться – у них, как и
всех египетских детей – бритые головы с небольшими прядями -
«локонами юности» (у девочек на темени, у мальчиков – по бокам
головы) . Я усадила их на циновки, лежащие на земляном полу, и
покормила латуком и сердцевиной сахарного тростника.
Все русские города с первого взгляда были похожи друг на друга. В середине самый город, т. е. крепость, очень редко каменная, обыкновенно деревянная; в ином городе городовой мастер, сделал земляной вал. В городе соборная церковь, съезжая или приказная изба, где сидит воевода; губная изба для уголовных дел; казенный погреб или амбар, где хранилась пороховая или пушечная казна; тюрьма; святительский двор; воеводский двор; осадные дворы соседних помещиков и вотчинников, в которые они переезжают во время неприятельского нашествия. За стеною - посад, здесь большая площадь, где в торговые дни ставятся лавки с хлебом и со всяким товаром. На площади находится земская изба – средоточие мирского управления, гостиный двор, таможня, купеческий двор, конская изба; далее идут дворы тяглых людей: «на дворе изба, да баня с предбанником. Среди дворов с нехитрым строением, избами, клетями виднеются церкви, иные каменные, но больше деревянные. При церквах же находились богадельни, или дома нищей братии. Около каждой церкви было кладбище, в конце города располагался убогий дом, где хоронили тела казненных, преступников.