Всю жизнь Ф. М. Достоевский напряженно искал решение проблем,
связанных с противостоянием добра и зла в мире и в душе
человека. Что есть добро и что есть зло? Как бороться со злом? Как
вступить на путь добра и не сбиться с него? Знакомясь с биографией
Достоевского, видишь, каким сложным и трудным был для писателя
поиск ответов на вечные вопросы - о смысле жизни, человеческом
счастье. Первоначально Достоевский увлекся социально-утопическими
теориями, был арестован за участие в кружке Петрашевского.
Писатель пережил несколько минут в уверенности, что сейчас его
казнят, но уже на эшафоте приговоренным к смерти объявили о смягчении
приговора: казнь заменили каторгой. В остроге Достоевский
переживает духовный переворот и возвращается в Петербург глубоко
верующим человеком. Несмотря на тяжелую неизлечимую болезнь,
долгую личную неустроенность, безденежье, он создает один за другим
гениальные романы, в которых продолжает вместе со своими
героями поиск истины.
В романе «Преступление и наказание» проблемы добра и зла заострены
до предела: главный герой, Родион Раскольников, борется
с несправедливостью окружающего мира преступным способом,
считая, что зло можно победить еще большим злом. Против чего же
восстает Раскольников? Его не устраивает социальный порядок, при
котором богатые ничтожные люди «унижают и оскорбляют» несчастных
бедняков. Раскольников был вынужден из-за безденежья оставить
учебу на юридическом факультете университета. Он не хочет,
как оказавшийся в таком же положении его приятель Разуми-
хин, перебиваться случайными заработками в надежде на будущее.
Раскольников не может понять, почему он должен годами выбиваться
из нищеты, в то время как рядом живет «никчемная и злобная»
старуха-процентщица, богатство которой спасло бы множество молодых
жизней, а пойдет после ее смерти в монастырь.
У главного героя, размышляющего о Магомете, Наполеоне, созревает
целая теория о людях «избранных» и «тварях дрожащих».
Первые могут позволить себе пролить кровь, не мучаясь угрызениями
совести, потому что они двигают человечество по пути прогресса,
а вторые - просто «масса», инструмент в руках «избранных».
И вот благородного и сострадательного по натуре своей Раскольни-
кова начинает затягивать «механизм» бесчеловечной логики. Ему
кажется, что все моральные преграды - выдумка слабых людей,
он же принадлежит к «избранным» и сможет перешагнуть через
кровь ради благой цели. Масла в огонь его размышлений подливают
совпавшие «одно к другому» события.
Из письма матери Раскольников узнает о несправедливостях,
выпавших на долю его сестры Дуни. Гордой девушке пришлось
вытерпеть обиды в семье помещика Свидригайлова, начавшего
ухаживать за молодой гувернанткой. Она готова выйти замуж за Лужина,
немолодого, нелюбимого, но богатого человека, и Родион понимает,
что сестра хочет принести себя в жертву семье. Почти одновременно
Раскольников узнает о существовании семьи Мармеладовых,
в которой отчаянная нужда толкнула старшую дочь Соню на путь
проституции. В сознании главного героя совмещаются судьбы сестры
и Сони Мармеладовой: готовящееся замужество Дуни представляется
Родиону еще более гадким, чем Сонино «ремесло». Раз общество
допускает существование голодающих детей, проституцию,
женское бесправие, Раскольников решает отбросить мораль этого
общества и творить добро при помощи зла.
Раскольников совершает убийство, но результат оказывается неожиданным:
за преступлением сразу же следует наказание, хотя до
ареста, суда и каторги еще далеко. Раскольников карает себя сам:
логические построения, оправдывавшие средства целью, разрушились,
и главный герой остается наедине со своей совестью. Оправдания
исчезли, потому что герой убивает еще и случайную жертву -
безответную сестру старухи Лизавету, а ведь ради таких, как она,
шел он на преступление. Быть «избранным» оказывается невыносимо
тяжело - чистая, но заблудшая душа Родиона не может нести
такой груз. Убийца не в силах общаться с родными, он чувствует,
что сам ничуть не лучше Лужина или Свидригайлова. Раскольников
выбирает грешницу Соню Мармеладову в наперсницы и признается
ей в совершении преступления.
Вспомним, что на каторге Достоевский пережил духовный переворот,
обрел веру. По такому же пути проходит и его герой при помощи
христианки Сони. Она жалеет Раскольникова и убеждает его
пострадать на каторге, чтобы снять с души грех. Чтение притчи о Лазаре
символизирует будущее духовное возрождение Раскольникова.
Всем своим романом Достоевский доказывает, что цель не может
оправдать средства: кровь порождает кровь, зло только увеличивает
зло. Счастье одного или многих не может быть построено путем
насилия. Наказание ждет преступника не только на суде общественном,
но прежде всего - на суде его совести. Только христианским
долготерпением и самоусовершенствованием можно увеличиь добро
Вася после смерти матери стал бродяжничать. Они с отцом стали меньше общаться, между ними возникло недопонимание. Это случилось, потому что отец любил больше Соню, чем сына. Девочка была очень похожа на мать. Васю отец( не помню как его зовут) считал дворовым пацаном, который плохо влияет на Соню. Из-за этого отношения няня тоже не подпускает Васю к его сестренке. Но когда вася познакомился с нищими Вальком и Марусей отец стал ещё строже к нему. Вася считал отца плохим. однако, Валёк рассказал, что отец Васи очень справедливый и хороший человек. Но и это не дало понимания им. Когда Вася отнес куклу своей сестры Марусе, отец очень разозлился и вызвал Васю к себе в кабинет, чтобы он сказал куда снёс подарок от матери. Вася ничего не сказал и, как он подумал сам, что в этот момент в нем проснулся иснинный сын его отца. Тут и появился пан Тыбурцый, отдал куклу и сказал, что Маруся умерла. После этого между отцом и сыном возникло понимание.
Моя семья любит читать.Каждый из нас любит разных писателей, разнык жанры и т.д.Например, моя маленькая сестренка любит сказки.Я люблю фантастику.Мама романы, а папа детективы.У нас целый шкаф книг!