Религиозный терроризм
обоснован преимущественно религиозной аргументацией, хотя цели террористов чаще всего носят конкретно политический характер. Мотивация террористов, непосредственно совершающих насильственные действия, также базируется на религиозной основе. Побудительными мотивами для такой деятельности является религиозный фанатизм, толкающий людей даже на самоубийства. Пример тому — шахиды, готовность к самопожертвованию которых используют исламские экстремистские группировки. Исламский терроризм в современном мире представляет собой наиболее распространенную разновидность Р. Т. Такие организации и группировки, как "Аль-Каида", "Хамас", "Хезболлах", братья-мусульмане и другие, приобрели печальную известность благодаря многочисленным террористическим акциям, совершенным их боевиками. Среди них и самый грандиозный за всю историю терроризма — акция 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. В последние десятилетия возросла террористическая активность ряда тоталитарных религиозных сект, среди которых особую известность получила японская "Аум Синрикё" в связи с газовой атакой в токийском метро. Среди современных течений Р. Т. можно отметить сикхский терроризм. Сикхи являются одним из религиозных меньшинств Индии, на их долю приходится около 2% от общего числа верующих этой страны. В XVI в. на территории современного индийского штата Пенджаб образовалось самостоятельное Сикхское государство. Но просуществовало оно недолго, так как вскоре было захвачено англичанами и включено в состав Британской Индии. После того как Индия и Пакистан обрели независимость, среди сикхов тоже усилилось стремление к восстановлению самостоятельности. Возникло несколько сикхских организаций сепаратистской направленности, целью которых стало создание на территории разделенного между Индией и Пакистаном Пенджаба независимого государства под названием Халистан. Некоторые сикхские группировки избрали терроризм в качестве средства достижения поставленной цели. Сикхи-террористы чаще всего прибегают к убийству индийских политических и общественных деятелей, представителей центральных органов власти Республики Индия и органов власти штата Пенджаб. Самый громкий террористический акт, совершенный сикхами, — убийство премьер-министра Индии Индиры Ганди, дочери выдающегося индийского государственного деятеля Джавахарлала Неру. Поводом для покушения на И. Ганди стала трагедия, разыгравшаяся в городе Амритсаре, где находится одна из главных святынь сикхов — Золотой храм. В 1984 г. в Золотом храме укрылась от гнева индусов группа сикхских террористов, совершивших перед этим убийство сына известного индийского журналиста. На предложение властей сдаться сикхи ответили отказом. Начался штурм Золотого храма индийскими спецподразделениями. Во время операции большинство находившихся в храме сикхов погибло вместе с руководителем террористов Джарналом Сингхом Бхиндравале. Во всей Индии усилились антисикхские настроения, тысячи сикхов вынуждены были бежать из страны. Вину за случившееся лидеры террористов возложили на индийские власти и лично на премьер-министра. Еще раньше им удалось внедрить в охрану И. Ганди своих людей. После событий в Золотом храме И. Ганди советовали удалить из своей охраны всех сикхов, но она, из соображений политкорректности, не сделала этого. Первые три попытки покушения сорвались и лишь четвертая —31 октября 1984 г. завершилась убийством И. Ганди. Она была убита сотрудничавшими с террористами собственными охранниками — Беантом Сингхом и Сатвантом Сингхом. Поскольку они оба были сикхами, убийство И. Ганди спровоцировало новую волну антисикхских выступлений, сопровождавшихся погромами. По опубликованным в печати данным в те дни было убито около 30 тысяч сикхов, что стало дополнительным толчком для продолжения террористической деятельности экстремистскими сикхскими группировками. Через два года сикхские террористы едва не убили сына Индиры Ганди — Раджива Ганди, сменившего свою мать на посту премьер-министра. В итоге Раджив Ганди также погиб от рук террористов в 1991 г., но не сикхских, а тамильских из организации "Тигры освобождения Тамил илама". Террористические акции совершались сикхскими боевиками и в последнее десятилетие. 31 августа 1995 г. члены террористической группировки "Баббар халса" взорвали главного министра штата Пенджаб Беанта Сингха. Сикхский терроризм имеет ярко выраженную сепаратистскую направленность, что сближает его с этническим терроризмом. В современном мире этот тип терроризма и Р. Т. часто пересекаются. Так обстоит дело в Северной Ирландии, где терроризм вдохновляется идеями ирландского национализма (см. национализм), но имеет и явно выраженную религиозную основу — главный водораздел внутри населения данного региона проходит между католиками и протестантами (см. ИРА). Близость и взаимопроникновение религиозного и этнического терроризма можно увидеть и в других "горячих точках" современного мира.
Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” — позднее его произведение, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране. Хотя мы видим, что действие рассказа разворачивается в 40-е годы XIX века в николаевскую эпоху, Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый взгляд эпохи. Но “армейская” проблема не основная в рассказе, главный акцент сделан на вопросах нравственных.
Я думаю, что главная проблема в том, что формирует человека — общественные условия или случай.
Герой рассказа — дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий: “...не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились”. Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика не интересовали. Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Это — обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.
Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец Вари — девушки, в которую был влюблен рассказчик. Варя, скорее, объект, с ее “помощью” завязывается история. Но главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Автор показывает, что все же социум и его структура, а не случай влияют на личность.
Рассказ разделен на две части — бал и после бала, притом первая часть намного объемнее. Что же мы видим вначале? Прекрасный светский вечер, всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом — полковником, она дарит ему перо из веера и перчатку, юноша на седьмом небе от радости. Но что же потом? Он идет пройтись под влиянием впечатления, полон мечтаний, иллюзий и вдруг видит ужасную сцену на плацу — избиение татарина солдатами под командованием “доброго” и обаятельного отца Вареньки. То, что увидел рассказчик, разрушило его мечты и грезы, изнанка действительности грубо вторглась в его интимную жизнь, поломав мирок, так тщательно им создававшийся. Толстой использовал прием антитезы, который виден на разных уровнях: полковник на балу и после него, в первом случае милый и обходительный человек, во втором же — символ жестокой военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей, затем сцена бала и унижение человека, счастье главного героя и его разочарование и даже веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под которые истязали солдата. То есть мы видим, что первая часть — это любовь, а вторая — разочарование и разрушение всего созданного. Иван Васильевич разлюбил Варю, но был полностью уверен, что случай перевернул его жизнь.
ревернул его жизнь. Если смотреть с обывательской точки зрения, то, конечно, да: не увидь он жестокой расправы с татарином, он так и пребывал бы в неведении о том, что делается “на Другой стороне медали”. Но если глубже анализировать текст, мы поймем, что не случай, а среда сломала его наивный мир, она нанесла ему нокаутирующий, ошеломляющий удар.
Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку. Не случайно ведь рассказ назван “После бала”.
Мне кажется, что смысл рассказа в том, что среда влияет на человека, она как будто срывает покровы приличий, обнажая нутро социальной действительности.
К сожалению, герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним случилось и почему? Он остался одиноким, вероятно, был не в силах преодолеть недоверие к людям, рожденное в то утро. Такое впечатление, что его жизнь — замкнутый круг, из которого он так и не вырвался.