Сам автор определил жанровое своеобразие повести «Пастух и пастушка» (1971) в подзаголовке — современная пастораль. Такое определение по отношению к современной повести звучит неожиданно и странно, поэтому обращает на себя внимание. Пастораль — это литературное произведение, изображающее жизнь пастушков и пастушек (лат. pastoralis — пастушеский): деревенские жители, простые, сердечные, нравственно чистые, переживают изысканные чувства, ведут галантные беседы на лоне девственной природы и противопоставляются автором развращённым горожанам. При этом, правда, непонятно, как и когда пастушки добывают хлеб насущный, но такая «проза жизни» мало интересовала авторов и читателей пасторалей. Традиция пасторали была заложена ещё в античной поэзии (стихотворения Феокрита, Вергилия, роман Лонга «Дафнис и Хлоя»), но наибольший расцвет этого жанра в европейской литературе приходится на XVII век. В последующей европейской культуре пастух и пастушка остались символом прекрасной и чистой любви, которая преодолевает все препятствия и становится сильнее смерти. Этот символ появится в повести Астафьева, когда Борис Костя-ев вспомнит своё детское впечатление. До войны он с матерью ездил в Москву, где в театре видел балет-пастораль. Детское впечатление осталось у него на всю жизнь: «Ещё я помню театр с колоннами и музыку, и как танцевали двое — он и она, пастух и пастушка — вспомнил. Лужайка зелёная. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись её. В доверчивости они были беззащитны» (II, «Свидание»).
Михаил Васильевич Нестеров – русский художник, который открыл новую страницу в развитии русской живописи.
Мне очень понравилась картина «Лель. Весна». Все полотно занимает пробуждающаяся от зимнего сна природа. Березки с чуть проклюнувшимися листочками. Потемневшие, налившиеся соком сосны и ели. Покрывшиеся молодой зеленью осинки. Чистая вода, в которой отражается высокое голубое небо с белыми облаками. От каждого деревца, от каждой травинки веет свежестью. Кажется, что ты чувствуешь, как веет теплый весенний ветерок. Он такой легкий, что даже не шелохнутся ветки деревьев, не пробежит рябь по прозрачной глади лесного озерца.
Среди деревьев, по берегу озера, бродит с дудочкой молодой Лель. Лель – это бог любви в славянской мифологии. От его игры на дудочке природа пробуждается после долгой зимы. По-моему, именно этот миф и воплотил Нестеров в своей картине. Молодой человек бредет по берегу, и все вокруг расцветает: земля покрывается зеленой травкой, на деревьях распускаются листочки. Небо становится голубым, а облака белыми-белыми с сине-розовым отливом от яркого весеннего солнышка.
Лель одет в традиционный наряд крестьянина: рубаха-косоворотка, полотняные штаны, онучи и лапти. Лишь шапка на нем яркая, нарядная. Его дудочка – это тоже национальный инструмент, на котором часто играли пастухи в русских деревнях.
<span> Картина М.В. Нестерова «Лель. Весна» наполнена светом. Он пронизывает все вокруг. Солнцем озарен лес. Зеркально блестит вода в озере. Лишь за косой она темная, но это от отражающихся в ней сосен. Эта картина оставляет неизгладимое впечатление.</span>
Перед нами парадный портрет знаменитого русского поэта М.Ю. Лермонтова. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благородный гвардеец с правильными чертами лица: удлинённый овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики. Художник старательно пытается передать выражение глаз. Сам М.Ю. Лермонтов иронизировал над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. По своей сути писатель был гражданским человеком, и художник П.Е. Заболотский несколькими деталями убеждает нас в этом: расстегнут мундир, отсутствует головной убор, приветливый, чуть насмешливый взгляд. Из воспоминаний современников мы знаем, что Лермонтов был человеком безудержной отваги, пылкого темперамента. В нём удивительно сочетались такие качества характера, как грусть, строгость, нежность, властность, скромность, смелость, благородство, мечтательность, и проницательный ум.
В обществе принято называть «пороком» стремление к таким благам, как слава, деньги и власть.
Так, человека, который хочет иметь много денег считают жадным, ненадёжным и нечестным, готовым продать всё и всех ради выгоды. Человек, стремящийся к славе, считается в обществе параноиком, одержимым химерой. Ну а тот, хто рвётся к власти часто получает ярлык тирана, самодура. Таких людей в обществе остерегаются. А поскольку, каждый из нас хотел бы нравиться окружающим, мы стараемся не афишировать подобные «пороки», если они у нас есть.
Общество осуждает людей с вышеперечисленными стремлениями, вместо того, чтобы увидеть в них положительные стороны. Например, почему бы не предположить, что человек, жаждущий много денег просто хочет получить от жизни больше позитива, или испытывает потребность быть социально защищённым (по Маслоу – это одна из важнейших потребностей человека)? Почему бы не понять того, кто желает славы? Быть может он видит в себе талант, и поэтому хочет быть услышанным и признанным. А если стремление к власти говорит о том, что человек хочет помочь людям, сделать так, чтобы они жили лучше, и чувствует в себе соответствующие способности к этому?
А может, на самом деле, мы все так или иначе причастны к этим «порокам», а вынуждены лицемерить для того, чтоб прослыть в глазах окружающих добрыми, щедрыми безопасными и простыми?
Предлагаю поучаствовать в опросе, цель которого подтвердить или развеять миф о том, «мы с вами - белые и пушистые, а слава, деньги, власть и прочая ересь – удел чужих, которым среди нас не место».