<span>Упорно проводя идею о том, что «священство выше царства», вживаясь (когда замещал Алексея Михайловича во время польско-литовских походов 1654–1656) в титул «великого государя», Никон всячески стремился к усилению внешнего великолепия и внутренней государственно-экономической значимости Русской церкви как законной преемницы византийской святости. Монументальным символом этого великолепия стал основанный им в 1656 Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Огромные имущественные ценности, собранные Никоном ради величия церкви, увеличили число его врагов. Не желая делиться властью (а по сути – уступать ее патриарху), царь в итоге резко разошелся со своим былым любимцем. Рассерженный Никон, объявив о том, что оставляет патриаршество, в 1658 удалился в Новый Иерусалим; в 1664 он попытался вернуться в Москву, но был отправлен обратно. Собор 1667–1668, подтвердив никоновские реформы, в то же время снял с их инициатора патриарший сан, причем главным обвинителем на соборе выступил сам царь. </span>
Во второй половине XIX ст. Иран, Турция и Китай попали в полуколониальнойзависимость от европейских государств. Это обусловило насильственное втягивание их вмировой рынок и кардинальные изменения во внутренней жизни. Традиционные экономическаясистема и политическая структура началиразрушаться. Правящая верховка, видя отсталость своих стран сравнениюс европейцами, пыталась провести реформы, которые вывели бы их страны из такогоположения. Они заимствовали технические достижения, переозброювалы армию,меняли системы управления, пытались бороться против некоторых традиций, которые,по их мнению, сдерживали развитие страны, создавали собственную промышленность идр.
В Османской империи такие реформы получили название танзимат ("Преобразования", "реформы"),осуществлявшиеся в течение 1839 - 1870 pp, В Китае - политического самоусиления, в Иране - реформыТаги-хана.
Однако эти и другие реформы не имелижелаемого следствия: традиционные структуры не успевали приспосабливаться к быстрымизменений в мире, а сами реформы не были последовательными. Наконец, страны попали вполную зависимость от европейских государств.
Неспособность правящей верхушкипротивостоять европейскому проникновению, ухудшения жизни вследствие разрушениятрадиционных экономических отношений обусловили развертывание нового етапу антиколониальной борьбы. На этот раз во главеборьбы стали революционеры, которые, заимствовав разнообразные европейскиереволюционные учения пытались поднять широкие народные массы на борьбу противколонизаторов и других сторонников в своих странах.
<span><span>б) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян</span>. Должно быть правильное
</span>
Нерешенный крестьянский вопрос, влияние в Китае.
<span />