Этические и нравственные нормы играли в культуре народов Северного Кавказа особенно важную роль. Складываясь и развиваясь на протяжении столетий, они способствовали духовному самосохранению и развитию нации, регулировали поведение в обществе и семье, определяли воспитание детей, взаимоотношения с соседями. У всех народов существовали свято оберегаемые моральные кодексы, совокупности норм и традиций. Таковы во многом сохранившие свое значение «Яхьан косташ» («Заветы приличия и достоинства») - у вайнахов, «Адыгэ хабзэ» - у адыгов, «Апсуара» - у абхазов. Определяющим нравственным стержнем горцев выступают совесть, достоинство, мужество и честь. Лишиться их означает для горцев потерять больше, чем жизнь. Балкарская пословица гласит:
Богатство потеряешь - не беда:
Все снова наживешь.
Честь потеряешь - это навсегда:
Честь снова не найдешь.
Социальная и семейная жизнь кавказских народов испокон веков базировалась на уважении и почитании старших. Старики были хранителями знаний, навыков и опыта, выработанных предшествующими поколениями. Поэтому вполне естественно, что, как подметил Ф. Ф. Торнау, «лета ставятся у горцев в общежитии выше звания. Молодой человек самого высокого происхождения обязан встать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь. Даже старый невольник не совсем исключен из этого правила. Хотя дворянин и каждый вольный черкес не имеют привычки вставать перед рабом, однако же мне случалось нередко видеть, как они сажали с собою за стол пришедшего в кунацкую седобородого невольника».
В горах известно предание, которое находит параллели во многих культурах, в частности в японском фольклоре. Когда-то дряхлых старцев сбрасывали с круч в пропасть. И когда сын нес отца на вершину скалы в особой корзине, старик посоветовал корзину сохранить, чтобы использовать, когда сын сам состарится и настанет его печальный черед. Сын одумался, принес старика домой, окружил его заботой и уважением, положив конец варварскому обычаю. В семье младшие подчинялись старшим, женщины - мужчинам. Воспитание строилось с учетом будущего разделения труда и положения в обществе. Особое значение придавалось воспитанию чести, достоинства, мужества, упорства, терпения, скромности, патриотизма, свободолюбия и отвращения к зависимости и др. В семейных отношениях многих народов существовал обычай избегания: муж и жена не называли друг друга по имени, при гостях женщины старались меньше показываться, зятьям не полагалось слишком часто общаться с родственниками жены, мужчины не присутствовали на свадьбах, когда выходили замуж их дочери или сестры. Открытое проявление нежности к жене или отцовской ласки к детям расценивалось как слабость и т. д.
Приведем несколько отрывков из книги Р. Магомедова «Легенды и факты о Дагестане»: «За долгие века утверждения адатов выработались своеобразные правила хорошего тона. Они были основаны на особо оберегаемом чувстве собственного достоинства и не терпели ни малейших отступлений от установленного этикета. Горцы считали: лучше погибнуть от собственной руки, чем краснеть перед знакомыми.
Вот некоторые правила горского этикета.
Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, когда он возвращался из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, говорил «салам» и по приглашению хозяев садился. Сначала принято было задать несколько вопросов присутствующим, а потом уступить место другому и перейти к тихой беседе с ближайшим соседом. Так одни приходили, другие уходили. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощается женщина, то к этому добавляется: «Да исполнятся желания твоей души».
По обычаям горцев, если ты приехал в аул, нужно вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых во время твоего отсутствия случились смерть, болезнь или какое-нибудь другое несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии».
Пока горец не сделает этого визита, ни потерпевший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.
У кумухцев и кулушатцев при обращении младшего к старшему принято говорить при встрече мужчин: «Здравствуйте, брат отца!», а при встрече женщин: «Здравствуйте, сестра матери!» Так говорят, даже если не имеют никакого родства с тем, к кому обращаются. Если встречается старуха, к ней обращаются со словами: «Доброе утро, мамаша!» К женщине средних лет принято обращаться со словами: «Доброе утро, сестра». Пожилой мужчина обращается к молодому человеку со словами: «Здравствуй, сын брата! (или племянник)».
В рассказе Пришвина «Двойной след» читать можно о тетеревах. Самец этих птиц яркий и красивый, а курочка невзрачная и серая. Семейная жизнь у них не важная. Петухи всю весну дерутся, а затем сильно болеют от побоев и линьки. Поэтому вся тяжесть выращивания потомства ложится на курочек. Убить ее нечего не стоит, но по неписаным охотничьими законам убивать курочек запрещено.
Как и в рассказе «Бежин луг» Тургенева действие произведения начинается во время возвращения с охоты. На этот раз у рассказчика «Двойной след» Пришвина охота выдалась неудачной. Возвращаться с пустыми руками не хотелось, да и голодно в то время было в деревне. Поэтому он вспомнил, что часто пугал в кустах можжевельника неподалеку, старого черного тетерева. Там же жила и курочка с молодым петушком. Только рассказчик спустил собаку Кенту, как она стала около одного куста, подтянув ногу. Сразу понятно черныш тут. Но тетерев хитрая птица. Она часто взлетает с другой стороны куста, и охотник не может выстрелить так как не видит ее. Зная это, наш рассказчик обошел куст, с другой стороны. Затем он дал команду: «Вперед Кентария!». Кентария была производным от Кэт, а то в свою очередь от Кити, как назвал собаку первый хозяин. Мы прошли куст, но тетерева не было. Он ускользнул пока рассказчик обходил куст. Погоня продолжилась через куст можжевельника. Тетерев наверно был очень слаб или боялся взлететь поэтому бежал. Погоня нас вывела на полянку осоки. В покрытой росой траве отчетливо виднелся след. Но в пылу охоты главному герою рассказа «Двойной след» Пришвина показалось что их два. Хотя сначала на это он не обратил внимания. И даже не подобрал поясок, оброненный кем-то. Он специально спешил и шумел дабы тетерев напугался и взлетел. Отчасти это помогло, и черныш залег в ольховом кусте.
Далее в рассказе Пришвина «Двойной след» читать можно о том, как главный герой обходит куст. Но когда он дает команду вперед, собака начинает крутить носом вправо. Она как бы говорила эта дичь сидит, а та бежит. Значит нам нужна та дичь. Совсем недалеко Кента встала. Я обошел куст и дал команду. Собака не медлила не секунды. Но вылетела серая матка, а не петух. Серое бы ее не спасло, но ее спас крик, который сразу остановил охотника. В то же время этот крик был сигналом и из куста ольхи вылетел петушок. Теперь я понял, что не привиделось два следа. Это курочка спасала свое потомство и поэтому специально отвлекла его и собаку. Так и вернулся наш рассказчик без дичи домой.
Он шел в школу через лес и любовался лесными картинами, наблюдал за жизнью леса. В рассказе «Зимний дуб» ученик учит учительницу, ребёнок — взрослого человека. Каким надо быть человеком, чтобы тебя послушались, поверили и пошли за тобой как в прямом, так и в переносном смысле! В рассказе именно мальчик увидел и понял то, до чего мы бы никогда не додумались, просто потому, что никогда бы не склонились перед деревом и не стали бы рассматривать всю ту живность, что приютил, пригрел и сохранил, а по сути, уберёг от смерти зимний дуб. А Коля Савушкин увидел, и увидел, прежде всего, потому, что он — сын солдата, погибшего на войне, и нянечки, что сам полон доброты и заботы. Как он трогательно, но и совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом» , который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. <span>Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть главный урок, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним ду</span>
В своем творчестве А.С.Пушкин не раз обращался к наиболее острым и драматическим событиям истории России, которым он посвящал повести, поэмы, стихотворения. Одним из величайших произведений поэта является историко-политическая трагедия «Борис Годунов». Основные вопросы, поднятые в произведении – это роль народа в истории и сущность власти, ее влияние на личность человека. Трагедию «Борис Годунов» отличает от всех предыдущих произведений Пушкина сама композиция. Автор как бы ставит перед читателем вопрос, но не дает ответа, исход произведения не предрешен. Именно с «Бориса Годунова» и «Цыган» появилась подобная новаторская поэтикаПушкина. Пушкин строго придерживался официальной исторической версии. Трагедия «Борис Годунов» повествует о незаконном восшествии на престол тирана, который для этого пролил кровь невинного царевича Дмитрия, а потом пребывал в вечном страхе перед потерей власти. Бориса Годунова поэт изобразил как правителя, пытавшегося снискать народную любовь. Царь не был лишен государственной мудрости, у него были прогрессивные планы по улучшению жизни народа. Борис Годунов изображен Пушкиным всесторонне. Он прекрасный семьянин и любящий отец. Чувствуя надвигающуюся опасность, Борис Годунов, спешит подготовить Феодора к управлению страной, подчеркивая большое значение наук для правителя. Но и здесь рушатся все его надежды, он терпит неудачу – его дети несчастны. Пытаясь искупить свой грех. Борис применяет свою власть во благо. Годунов хочет уничтожить местничество, назначая «худородного Басманова» воеводой над родовитыми боярами. Но несмотря на то, что Борис – прекрасный семьянин, прогрессивный политический деятель, он не уверен в себе. Власть Бориса Годунова была достигнута страшной ценой – он обагрил ступени трона кровью царевича. Боярин Шуйский был послан расследовать это злодейство и обнаружил доказательство в виновности Бориса. Но он испугался царя, объясняя свою слабость Воротынскому следующим образом: Я в Углич посла был Исследовать на месте это дело: Наехал я на свежие следы; Весь город был свидетель злодеянья; И, возвратясь, я мог единым словом Изобличить сокрытого злодея. Бояре понимают, что это убийство было необходимо Борису для восшествия на престол. Они боятся нового правителя, боятся потери своего положения, поэтому сохраняют молчание. А кто же не побоится сказать правду? Вероятно, тот, кому терять уже нечего. Например, юродивый открыто выражает мнение большинства людей. Остается одна надежда на истинных героев, самоотверженных борцов за счастье всех людей. Но их нет. И появятся герои или нет неизвестно. А народ все ждет и терпит. Теперь его идеал гонимого сироты – Лжедмитрий.