<span>Жизнь в Москве идет своим чередом. Он привыкает
к своим новым родственникам, пишет свое первое стихотворение, посвящая его
бабушке, влюбляется в Сонечку Валахину, испытывая к ней такие нежные
чувства, что ему хочется грустить и плакать.
Незаметно проходят полгода, и вдруг отец получает письмо, что маменька тяжело
больна и просит его привезти детей. Они приезжают домой, и мама умирает на
глазах у мальчиков. Когда Николенька увидел маменьку в гробу, он был поражен
страшной переменой, которая произошла с ее всегда милым и таким любимым лицом,
женщина с жёлтым восковым лицом была так непохожа на его маменьку, что он долго
не мог прийти в себя от отчаяния.
В этот день Николенька понял, что его детство закончилось. Через три дня после
похорон весь дом переехал в Москву.</span>
<span>Игорек уходил ранним утром 2 октября 1941 года. В повестке значилось, что он «должен явиться к семи ноль-ноль, имея при себе…» </span>
<span>— Ложку да кружку, больше ничего не бери, — сказал сосед Володя. — Все равно либо потеряешь, либо сопрут, либо сам бросишь. </span>
<span>Володя был всего на два года старше, но уже успел повоевать, получить тяжелое ранение и после госпиталя долечивался дома у отца с матерью. А у Игоря отца не было, только мама, и поэтому мужские советы давал бывалый сосед: </span>
<span>— Ложку, главное, не забудь. </span>
<span>Этот разговор происходил накануне, вечером, а в то раннее утро Игоря провожала мама да женщины их коммуналки. Мама стояла в распахнутых дверях, прижав кулаки ко рту. По щекам ее безостановочно текли слезы, а из-за плеч выглядывали скорбные лица соседок. Неделей раньше ушел в ополчение отец Володи; сам Володя, чтобы не смущать, уже спустился, уже ждал в подъезде, а Игорь вниз по лестнице уходил на войну, и женщины в бессловесной тоске глядели ему вслед. На мальчишеский стриженый затылок, на мальчишескую гибкую спину, на мальчишеские узкие плечи, которым предстояло прикрыть собой город Москву и их коммунальную квартиру на пять комнат и пять семей. </span>
<span>— Холодно, — гулко сказал снизу Володя. — Главное, не дрейфь, Игорек. Но пасаран. </span>
<span>Было сумрачно, синий свет слабенькой лампочки в подъезде странно освещал маму, которая так хотела проводить его до военкомата, но не могла оставить работу, потому что сменщиц уже не было, а работа еще была. И она потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвному перекошенному рту, а из-за ее судорожно сведенных плеч страшными провальными глазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом. Игорь оглянулся в конце первого лестничного марша, но улыбнуться не смог, не до улыбок было в октябре того сорок первого. Но сказал, что все они тогда говорили: </span>
<span>— Я вернусь, мама. </span>
<span>Не вернулся.</span>
В. Г. Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страдания» и
«грустной думой» о тогдашнем времени. То время, ту эпоху с полным
основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после
разгрома декабристов. Мрачное время порождает мрачные характеры.
Бездуховность порождает зло и несет это зло во все сферы жизни. Особенно
больно это зло отражается на судьбах людей.
В романе «Герой нашего времени» Григорий Печорин сам объяснил причины
своего несчастного характера: «Я был скромен — меня обвинили в
лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло — никто меня
не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… Я был готов любить весь
мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Лучшие мои чувства,
боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли», Но,
кажется, не все «лучшие чувства» умерли в Печорине, ведь он сам сознавал
трагичность своего положения, своей судьбы. Он страдает, когда погибает
Бэла, когда им оскорблена княжна Мери; он стремится дать Грушницкому
шанс и не быть в глазах других и в своих собственных подлецом. Но более
всего проявляются глубокие, великодушные, подлинно человеческие движения
его души в истории взаимоотношений с Верой, единственной женщиной,
которую Печорин по-настоящему любил. Печорин говорит о себе с горечью и
неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что
я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для
собственного удовольствия». Именно так любил Печорин Веру. Мы не знаем
ничего о ее личности, о ее образе жизни, об ее отношениях с людьми, мы
не знаем даже, как она выглядит. Она говорит только с Печориным, и темой
этих разговоров является только любовь к нему. Это образ самой любви —
беззаветной, самозабвенной, не признающей границ, недостатков и пороков
возлюбленного. Только такая любовь и может раскрыть сердце Печорина —
эгоистичное и ожесточенное. В отношениях с Верой Печорин хотя бы отчасти
становится таким, каким создала его природа — глубоко чувствующим,
переживающим человеком. Но и это бывает нечасто.
В своем прощальном письме Вера пишет: «…ты любил меня как собственность,
как источник радостей, тревог и печалей…» Пусть так, но чувство это
сильное, неподдельное, искреннее. Это настоящая любовь на всю жизнь.
Ведь холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который «смеется над
всем на свете, особенно над чувствами», становится искренним, когда дело
касается Веры. Вспомним: «ужасная грусть» стеснила его сердце при
известии о появлении Веры в Пятигорске, «давно забытый трепет» пробежал
по его жилам от звуков ее голоса, долгий взгляд, которым он провожает ее
удаляющуюся фигуру, — ведь все это свидетельства истинного и глубокого
чувства. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только
берет, но и отдает какую-то часть собственного существа. Достаточно
вспомнить, как гонится он за уехавшей Верой, как рухнул загнанный конь, а
Печорин, прижавшись лицом к мокрой траве, рыдает исступленно и
беспомощно.
Утрата Веры для Печорина — это, пожалуй, самая большая потеря, но
личность его с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается
холодным, равнодушным, расчетливым эгоистом. Однако в нем проступает
существенная черта «героя нашего времени», у которого под обликом
холодного эгоиста скрывается очень ранимая и глубокая душа.
Достаточно?
Ответы у каждого свои, так-как мнение разное и расходиться. Я бы ограничился предупреждением ведь он делает это по глупости
Народы живут на планете большой,
Пусть все берегут язык свой родной.
Чтоб сохранить его для детей
И говорить с землею своей.
***
Уходи печаль — тоска,
День родного языка
Подошел к порогу,
В жизни нам — подмога.
В мире каждый привык,
Изучать — родной язык.
И от года и до года
Есть у каждого народа —
Свой родной язык.
И любой народ язык
Не забудет ни на миг.
День родного языка
Будет славен на века!
***
Родной язык дороже злата,
Его обязан каждый знать.
Ведь так заботлива, богата
Земля, взрастившая нас мать.
Тебя сегодня поздравляю
Я с Днем родного языка
И не забыть тебе желаю
Прекрасный вкус его словца.
Пускай всегда с тобою будут
Любовь, надежда и уют.
Пускай родной язык повсюду
Тебе проложит верный путь.
***
Родной язык — народа достояние,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и предания —
Всё мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!
***
Родной язык — твоя земля,
На нем говорят леса и поля.
Плавно на нем река говорит,
Гудок парохода в ответ ей вторит.
На нем колыбельную мама поет,
Ребенок родную речь узнает.
Без языка не бывает народа,
Поздравлю я с днем языка вас родного.