Скорее всего, речь идёт о Поле Пуаре (1879–1944), но, удивительное дело: дата создания собственного дома моды – 1911 год – указывается только на сайтах для любителей разгадывать кроссворды, в статьях же биографических это событие относят к более раннему периоду жизни модельера: 1903 или 1904 году (и здесь разночтения). В 1912 же году, но тоже не в 1911, произошло другое событие, не менее важное как в мире моды, так и в жизни Пуаре, – создание этим модельером «Журнала изысканного тона» («Газетт дю бон тон»). Рискну предположить, что на сайты для кроссвордистов прокралась опечатка, поэтому вместо цифры 4 появилась цифра 11.
Когда в семье французского продавца тканей по фамилии Пуаре родился сын Поль, а это случилось в 1879 году, никто и не предполагал, что это будущий законодатель мод, даже больше – создатель моды ХХ века.
Свой трудовой путь Поль Пуаре начал в ателье по изготовлению зонтиков (замечу попутно, что именно в таком виде, но с иным ударением – зонти́к слово это было заимствовано русским языком и уже здесь от него было образовано новое существительное – зонт). Но заниматься всю жизнь зонтиками (о такой участи для сына мечтала его мать) юный Пуаре не собирался: его привлекала женская мода, поэтому-то он и шил платья куклам (подарки сестёр, которые впоследствии тоже стали заметными фигурами в области моды) из оставшихся кусочков материи для зонтов.
Его учителями в нелёгком деле моделирования одежды в какой-то мере оказались Жак Дусе и Чарльз Фредерик Уорт (Ворт), в ателье которых он работал.
Причём годы его ученичества пришлись на возраст очень юный, ибо в 1895 году, когда Полю лишь исполнилось 16 лет, Чарльз Уорт умер.
Учеником Пуаре оказался способным, с массой собственных идей, к которым мэтры относились, мягко говоря, настороженно, поэтому в 1903 (или в 1904) году, 24-25 лет от роду, стал основателем собственного дела – Дома Пуаре и raquo. Между этими событиями была служба в армии.
Молодого Пуаре привлекала история одежды античных времён, история одежды такой экзотической для Франции страны, как Япония, поэтому ещё до создания собственного дома моды и в первые годы после его создания он предлагал парижанкам платья в виде туники и пеплоса (одежда, надеваемая в античные времена поверх туники) и ввёл моду на кимоно, принятую всей Европой. Замечу также, что именно антично-восточные идеи привели Пуаре к последовательному уходу из модных домов довольно консервативных в моде (может, потому, что у них одевались капризные актрисы и дамы полусвета?) Дусе, Уорта, которые никак не могли принять подобного новшества.
Очень скоро Пуаре стал одним из самых знаменитых, удачливых модельеров.
Его изобретения в мире моды таковы:
- рубашечный покрой платья женского без корсета;
- «хромая юбка» («hobble skirt»), ширина которой ниже колен составляла около 30 сантиметров; семенящую походку дамы в такой юбке мы можем иной раз наблюдать в старых фильмах;
- восточный, в частности японский, стиль;
- собственная марка духов (именно это было придумано им в 1911 году).
Изобретение оригинальных духов назвали в те времена весьма прозаично: духи портного, но в результате к модному платью добавлялся модный шлейф аромата. Первые свои духи Пуаре назвал именем дочери (старшей) – «Розин», за ними последовали духи с восточными и даже библейскими мотивами в названиях и ароматах (говорят, до Пуаре все духи имели примерно один и тот же запах): «Китайская ночь», «Аладдин», «Минарет», «Запретный плод». Дизайн флаконов и упаковок Пуаре придумывал сам, сценарии кампаний рекламных тоже принадлежат ему.
На какое-то время Пуаре становится диктатором парижской моды, замечу, диктатором довольно жёстким. Говорили о том, что его моделям приходилось порой по много часов стоять почти без движения, пока очередное платье подгонялось по их фигурам. Отмечали, что не нравившуюся ему модель, король моды выгонял безжалостно одним жестом.
Но и этот король, претендовавший на абсолютную власть в мире моды, не устоял под натиском меняющегося и поэтому требующего перемен времени, и он, подобно тем, от которых ушёл когда-то, стал слишком консервативен, чтобы принять новое, поэтому довольно скоро, уже с начала 20-х годов, звезда Пуаре начала закатываться (свой модный дом ему пришлось закрыть в 1927 году). В мир моды пришли новые люди, принявшие идеи феминизации женщин, авангардное искусство, люди, которые могли сказать и сказали новое слово в этой важной для людей области. А наиболее удачливым конкурентом Поля Пуаре стала Коко Шанель, в коллекциях которой появился чёрный цвет, наводящий Пуаре на мысли о трауре. В одной из статей о модельере я прочла, что однажды он, прямо спросив её,
Далее Пуаре во многом повторил печальную судьбу Жака Дусе: бедствовал так, что распродал свою коллекцию картин.
Работа в театре, создание мемуаров «Одевая эпоху», занятия живописью не помогли Пуаре вернуть своё материальное благополучие.
А новый всплеск интереса к его моделям возник спустя пару лет после его смерти: закончилась Вторая мировая война, люди потянулись к прекрасному…