Тяжеловесен и суров,
Из броневой военной стали,
Он, с честью выйдя из боёв,
Теперь стоит на пьедестале.
Он помнит страшные бои,
Он знает — это добровольцы
Вносили в фонд рубли свои
На «пензенского комсомольца».
И он ничем не осрамил
Себя в те грозные годины —
Врага давил, разил, громил,
Как русский богатырь былинный.
И вот по-прежнему суров,
Из броневой военной стали,
Он, с честью выйдя из боёв,
<span>Теперь стоит на пьедестале.</span>
Митрофан – один из главных персонажей комедии, и именно ему посвящено название. Он считает себя уже очень взрослым, хотя совсем ещё ребенок, но не милый и наивный, а капризный и жестокий. Самовлюбленный, так как все его окружили любовью, но такой – ограничивающей.
Конечно, он смеётся над учителями. Понятно, что он хочет уже жениться на красавице Софье. Он ничего не боится, но очень труслив. То есть он боится всего, всегда готов позвать на помощь нянюшку и мамочку, но ведёт себя со всеми очень нагло, вызывающе…
И всё бы ничего! Но вот только мамочка его во всём поддерживает, никак не ограничивает.
Знакомимся мы с Митрофаном, когда он красуется в новом кафтане, а мама ругает портного. Митрофан уже вырос – высокий, довольно плотный парень. Лицо у него не очень умное, как и поступки. Он немного смеётся над всеми, играет, дурачится. Его точно хорошо кормят, он даже меры не знает, поэтому у него часто болит живот. Физически он вырос, а вот его сердцем и душой не занимались. А то, что его мозг просто не хочет запоминать информацию (года три азбуку учит), то это тоже капризы Митрофана. Ему кажется, что и без наук у него всё будет – стараниями мамочки. Она его почти пристроила за богатую наследницу Софью, которая ещё и очень красива и добра.
Часто Митрофан делает то, что ему говорят. Не учителя, конечно, а мама. Сказала, мол, целуй ручку незнакомому человеку, так он и делает. Но только ради выгоды. Никакой учтивости, доброты, уважения к другим у Митрофанушки нет.
В общем, Митрофан, может, и не такой плохой, но очень избалован. Недоросль верит в свою исключительность «без усилий». Он видит себя успешным помещиком, видит себя В его сердце нет любви даже к обожающей его маме, к верной няньке, ни к кому. Конечно, любит он только себя, но недостаточно. Иначе он бы хотя бы учился, развивался
Ассоль – маленькая мечтательница, которая живет в своём нехитром
мире, созданном её отцом Лонгреном.
Её заветная мечта – увидеть корабль с алыми парусами,
где будет храбрый и красивый принц, чтобы увезти её в свое
прекрасное царство.
Она живет этой мечтой, дышит ей, как воздухом.
Эти минуты счастья давали Ассоль ту веру в сказку, которая рождала
желание борьбы во имя великого будущего.
Ассоль - "светлая" душа. В этой душе постоянно звучит музыка,
прекрасная музыка, под звуки которой должен был подойти
корабль, предсказанный Эглем.
Ассоль жила в своем музыкальном мире:
"...ее голова мурлыкала песенку жизни".
А. С. Грин сравнивает Ассоль с оркестром,
которому доступно выразить больше, чем одному инструменту: "...
ей (Ассоль) казалось, что она звучит, как оркестр".
Этим сравнением А. Грин показывает, насколько богата душа Ассоль,
сколько разнообразных чувств таит в себе юное создание.
Такой человек у А. Грина чаще всего одинок.
Истинными друзьями Ассоль были деревья в лесу.
Только там она могла "звучать, как оркестр" и не бояться,
что ее услышат: "... волнуясь, трепеща и блестя, она
подошла к склону холма, скрывшись в его зарослях от
лугового пространства,
но окруженная теперь истинными своими друзьями,
которые - она знала это - говорят басом".
Ассоль было грустно возвращаться в реальность, где царят
одиночество и боль, где исчезает главная потребность –
<span>способность мечтать.</span>
"Судьба человека" — это рассказ-поэма о человеке, воине-труженике, который вынес все тяготы военных лет и сумел пронести через неимоверные физические и нравственные страдания чистую, широкую, открытую добру и Свету душу.
В "Судьбе человека" описаны необычные, исключительные события, но в основе сюжета лежит реальный случай. Рассказ построен в форме исповеди главного героя. О своем участии в гражданской войне, о том, что смолоду уже был сиротой, о том, что в голодном двадцать втором году "подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел", он сообщает вскользь, сосредоточиваясь по контрасту на жизни с семьей до Отечественной войны и в основном на самой недавно закончившейся войне.
Мы узнаем, что до войны Андрей Соколов был скромным тружеником, строителем, отцом семейства. Он жил обычной жизнью, работал и был по-своему счастлив. Но грянула война, и мирное счастье Соколова, как и миллионов других людей, было разрушено. Война оторвала его от семьи, от дома, от труда, — от всего того, что он любил и ценил в жизни.
Андрей Соколов пошел на фронт защищать родину. Тяжел и трагичен был его путь. На его плечи обрушились все тяготы и беды военной поры, и в первый момент он почти растворился в общей массе, стал одним из многих работников на войне, но это временное отступление от человеческого Андрей вспоминает потом с самой острой болью.
Война стала для Соколова дорогой бесконечных унижений, испытаний, лагерей. Но характер героя, его мужество раскрываются в духовном единоборстве с фашизмом. Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Человеческий подвиг Андрея Соколова по-настоящему предстает не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.
Вдали от фронта Соколов пережил все тяготы войны и бесконечные издевательства. Навсегда останутся в его душе воспоминания о лагере военнопленных Б-14, где тысячи людей за колючей проволокой были отделены от мира, где шла страшная борьба не просто за жизнь, за котелок баланды, а за право остаться человеком. Лагерь стал для Андрея и испытанием на человеческое достоинство. Там ему пришлось впервые убить человека, не немца, а русского, со словами: "Да какой же он свой?" Это событие стало испытанием потерей "своего".
Потом была неудачная попытка бегства. Кульминацией рассказа стала сцена в комендантской. Андрей вел себя вызывающе, как человек, которому нечего терять, для которого смерть — высшее благо. Но сила человеческого духа побеждает — Соколов остается жив и выдерживает еще одно испытание: не предав в комендантской честь русского солдата, не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" — спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Веем поровну", — отвечает Андрей. — Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала... только губы помазать. Однако поделили без обиды".
Смерть не раз смотрела ему в глаза, но Соколов каждый раз находил в себе силы и мужество оставаться человеком. Он помнил, как в первую ночь, когда его в числе прочих военнопленных закрыли в полуразрушенной церкви, он вдруг услышал в темноте вопрос: "Раненые есть?" Это был врач. Он вправил Андрею вывихнутое плечо, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, в страшных условиях, он продолжал "свое великое дело делать". Значит, даже в плену нужно и можно оставаться человеком. Нравственные связи с человечностью не смогли оборвать никакие жизненные перипетии, Андрей Соколов в любых условиях действует сообразно с "золотым правилом" нравственности — не делай больно другому, остается добрым и отзывчивым к людям (по мысли Шолохова, человек должен сохранять в себе человеческое, несмотря ни на какие испытания).
Словарик (дать толкование): венчик, влаз, врази, голицы, гривна(гривенник), дресва, дьячок, запон, каменка, киот, кисея, комель,
balagansvet
Врази - враги; гривенник-монета; древеса-деревья; дьячок-младший священнослужитель(дьякон); киот-место для иконы (рамка или специальная отдельная стенка); набойка-плотная нашивка на подошву (часто на каблук); расточать-бессмысленно раздавать; ризы-священнические одеяния; скоромное-очень скудное; целковый-монета; чело-лоб.