Для этого нужно всего лишь не пользоваться ею )
Просто потому, что если они не риторические, то это не к совести. У совести в большинстве случаев однозначные ответы, которые хорошо известны тому, у кого эта совесть есть и свободно выражает себя. А если возникают сомнения, то это у того, кто хочет избежать прямых ответов и придумывает оправдания.
Без воспитания - никак. Откуда ребенок узнает, что такое хорошо, а что такое плохо, если ему об этом не рассказывать и не показывать на собственном примере? Конечно, можно ребенка ничему не учить, но тогда он будет узнавать все из телевизора, интернета, на улице. Думаю, это не очень хорошо.
Две вещи наполняли душу Иммануила Канта удивлением и благоговением — это звездное небо над нами и моральный закон внутри нас. Нравственный закон внутри нас - совесть - может наполнять душу благоговением, если он есть. Если человек хотя бы раз преступил внутренний закон - он преступил совесть. Все - нет ее! Нельзя быть "немножко беременной", "чуть-чуть распятым", немного бессовестным. Совесть - как девственность - ее теряешь только один раз. В наши дни торгуют девственностью - но можно ли считать девственницей ту, которая ей торгует? Только с точки зрения физиологии. У человека нет физиологической составляющей совести. Тот, кто подумывает о торговле своей совестью, не имел ее изначально. Преступить совесть - это трагедия для человека, а не сделка. Сделка же с совестью - это мем, запущенный в обиход теми, кто совести никогда не имел.
Проблемы нынешнего общества объясняются чрезвычайно низким уровнем взаимодоверия. Оно логично и понятно, но именно они и не позволяет людям жить лучше. Страх - он в каждом человеке сейчас. Когда-то гарантом безопасности человека было племя. Или род. Потом семья. Нынешнее общество практически растворило и эту поддержку, предложив взамен безликую государственную. И вот теперь существует два пути - развитие государственных структур, (А это возвращение к ошибкам Советсткого Союза) или развитие доверия в обществе. Каким способом это доверие может развиваться не так уж важно - общественные организации или социальные сети, но без него развития общества не будет.