Это задание по литературе,
анализ проблемы правды и лжи в художественных произведениях.
Очень часто проблема лжи
поднимается в произведениях для детей и подростков – ведь ребенок еще не
разбирается, почему лгать плохо, и уверен, что небольшая ложь не сможет навредить
ему.
Невольно вспоминается один из «Денискиных
рассказов» Виктора Драгунского – «Денискина каша». Дениска очень хотел сходить
с мамой в Кремль, но очень не хотел есть ради этого кашу, поэтому, улучив
момент, вылил ее в окно. Но почти тут же к ним домой пришел мужчина, который
попал под эту кашу. Реакция мамы, стыд, который она испытала за поведение сына,
вызвали у Дениски не менее жгучий стыд и раскаяние в содеянном.
Но иногда, наоборот, именно
дети мучительно остро чувствуют воспринимают ложь. Николенька Иртеньев, герой
автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, корит себя за обманы и
даже не может уснуть, вспомнив, что забыл на причастии поведать священнику о
мелком прегрешении.
Известный русский ученый и
общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев писал в своей книге «Письма о
добром и прекрасном»: «Будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде
всего обманывается сам». И ведь действительно, солгавший наивно думает, что ему
поверили, а ведь окружающие на самом деле могли были быть просто вежливы и
сделать вид, что не заметили вранья. Но все тайное рано или поздно становится
явным, ложь всегда выдает себя, всегда «чувствуется» и есть опасность, что
солгавший однажды будет врать всю жизнь.
<em>Грей</em><span> жаждал приключений и однажды </span><em>сбежал из дома</em><span> и поступил юнгой на корабль.</span>
Его нельзя видеть, но можно услышать. Живёт он в старой рольне, где одному из мальчишек однажды пришлось заночевать. Домовой в ту ночь ходил у мальчишек над головами, поднимал заставки, открывал дверь, трогал форму и крюк, а потом раскашлялся "словно овца какая".
Домовой показан таинственным существом, не злым и не добрым, но внушающим страх, как всё необъяснимое
Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он «заворачивает» полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он «сокол» , «солнце красное» . Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство из плена, автор полон ликования, ибо, «как тяжко телу, кроме головы» , так тяжко Русской земле «без Игоря» . В знаменитом плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием.
<span>Во всем подобен Игорю и Буй-Тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор «Слова» , переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, «как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы» . Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, Буй-Тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами «харалужными» , скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском «золотом» престоле. В его изображении автор использует элементы преувеличения (гиперболизации) , следуя художественным принципам фольклора. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по «чистому полю» , Всеволод, где только не появляется, «тамо лежат поганые головы половецкие». </span>