В повести «Журавлиный крик» шестеро солдат у железнодорожного переезда должны держать оборону в течение суток, обеспечивая отход батальона. Они вступили в неравный бой, не ища для себя спасенья. Первым заметил немецких мотоциклистов Фишер, он почувствовал: «пришло время, когда определяется весь смысл его жизни» . Ему хотелось, чтобы старшина изменил о нем мнение. Очевидно в эту ночь «не мудреная мерка солдатских достоинств, принадлежащих старшине, в какой-то мере стало жизненным эталоном для Фишера» . Его выстрелы предупредили старшину Карпенко и остальных, и он вправе был позаботиться о себе. Но Фишер не знал, что убежать или затаиться в его положении – вполне пристойно и честно. Ему представилось строгое скуластое лицо старшины, он почти наяву услышал презрительный окрик: « Эх ты, растяпа! » И тогда весь мир для него ограничился укоризненным взглядом сурового старшины и этой цепочкой мотоциклов. И он дождался переднего, выстрелил, попал, и тотчас очередь из автомата размозжила ему голову.
Мотив действительно безыскусен: интеллигент, близорукий книжник, боится упреков в нерасторопности и трусости больше, чем смертельной опасности, он хочет соответствовать меркам старшины, то есть общей мерки долга, тягот, риска. Он хочет быть вровень с другими, иначе ему – стыдно.
После Фишера, в самый разгар боя на переезде гибнут Карпенко и Свист. О себе Карпенко не очень тревожился: он сделает все, что от него потребуется. Это надежный служака, не избалованный жизнью. Его действия в бою предрешены. А смерть Свиста наступила вследствие неравного единоборства с немецким танком: он бросил одну за другой гранаты под гусеницы, но отбежать не успел
1) Вступительное слово учителя о поэтах.
XX век русской литературы – это период, когда родились выдающиеся поэты, которые до сих пор не канули в бездну, а продолжают волновать современных читателей. Несмотря на все обилие и многообразие современной литературы, творчество этих людей продолжает интересовать нас. А. А. Блок и С.А. Есенин - это гениальные и талантливые поэты XX века и мастера своего слова. Именно они, как никто другой, лучше всех писали о природе и красоте России, сумели помочь нам увидеть окружающий мир по-новому, свежо, заметить необычное в привычных, обыденных вещах.
На уроке мы с вами познакомимся с биографией А.А. Блока и С.Е. Есенина, прочитаем их стихотворения, посмотрим видео о родине С.А. Есенина, а также прослушаем композиции, написанные на стихи поэтов.
2) А. А. Блок (1880-1921)
А.А. Блок родился в Петербурге. В дворянской профессорской семье. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета. Мать – дочь знаменитого профессора-ботаника Бекетова. Детство блока прошло в семье деда, поскольку родители разошлись еще до рождения сына. Детство его было безоблачным - он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Блок окончил Введенскую гимназию, затем учился на Историко-филологическом факультете Петербургского университета. В Детские и юношеские годы Блок проводил летние месяцы в подмосковном имении Шахматово. Именно в имении Шахматово он познакомился со своей будущей женой Л.Д. Менделеевой, дочерью великого химика Д.И. Менделеева.
Блок любил родную природу и воспевал ее в своих стихах. В. Орлов писал, что Блок “...любил природу, долгие пешие прогулки по ... деревенским полям... верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги... копать землю, пилить дрова... Даже в конце жизни Блок вспоминал свое любимое Шахматово. И многие его стихи, будь то “На лугу”, “Полный месяц встал над лугом...”, “Уж осень, хлеб обмолотили...”, “Снег да снег...”, “Лениво и тяжко плывут облака...”, “Утихает светлый вечер...” или другие, созвучны картинам природы, окружавшей его в имении.
Вопрос классу: как вы думаете, какая основная тема стихов А.А. Блока?
Прием “Ассоциации”
Ребята, продолжите ассоциативный ряд:
Лето -Вечер -Закат -
Неравноправие людей.<span>Два генерала волею судьбы попадают на остров, на котором нет никакой цивилизации. И эти знатные вельможи, за жизнь к труду не привыкшие, даже еду добыть себе не могут. Всем становится понятно, что дни генералов сочтены, но на помощь приходит простой мужик, который без особых проблем добывает им пропитание, тем самым спасая от смерти. Ну, а генералы в конечном итоге мужика особо и не благодарят. </span>
{Заколдованное место} входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько и решил с ними, как он говорит, «высунуть нос из своего захолустья в большой свет». Быль «Заколдованное место» рассказал паучнику дьячок одной из церквей. Эта история случилась с его собственным дедом. В то время рассказчику было всего лет одиннадцать.
<…>К деду на баштан приехали чумаки, после россказней угостились дынями. Потом дед решил подбить внуков своих, Остапа и Фому, сплясать, и сам тоже пустился в пляс. Это завязка произведения. Во время танца нечистая сила уносит старика неведомо куда, и ему кажется, что он нашел клад. Описываются переживания старика, его конфликт с нечистой силой. Развитие действия идет до тех пор, пока дед не находит котел с кладом. Нечистая сила пугает старика. Это кульминация произведения.
Развязка наступает, когда дед приносит домой найденный котел. Он думает, что в посудине находится клад, и зовет внуков посмотреть на золото. А там «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое».
Сюжетные особенности рассказа: сюжет хроникальный, закрытый, события сосредоточены вокруг одного главного героя, действие исчерпано полностью. Описания природы соответствуют происходящему в данный момент действию — льет ли это дождь, мешающий поискам деда, или устрашает ночной пейзаж в то время, когда старик решился поднять котел с кладом. Материал с сайта http://iEssay.ru
«Заколдованное место» уникально фольклорными особенностями — использованием народных легенд. Гоголь вводит в рассказ нечистую силу, но она не имеет ничего общего с мистикой. Народная фантастика привлекает нас своей бытовой стороной, наивной непосредственностью. Образы Гоголя полны ярких жизненных красок, искрятся задорным народным юмором.