Первое описание омута отличается мрачностью и загадочностью: "Оглядевшись, он поразился мрачности, которая царила в этом омуте. Пахло сыростью, глиной, тиной, вода была черной, ветлы в буйном росте почти закрыли все небо, и, несмотря на то, что верхушки их уже порозовели от солнца, а сквозь туман было видно синее небо, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно.
- Тут, знаешь, глубина какая? - Яшка округлил глаза. -Тут и дна нету...
Володя немного отодвинулся от воды и вздрогнул, когда у
противоположного берега гулко ударила рыба.
-- В этом бочаге у нас никто не купается...
-- Почему? -- слабым голосом спросил Володя.
-- Засасывает... Как ноги опустил вниз, так все... Вода как лед и вниз утягивает".
Второе описание автор приводит в тот момент, когда жизнь Володи могла оборваться, не решись Яшка на еще одну попытку спасения: "Взбаламученная вода в омуте успокаивалась, и никого уже не было на ее поверхности. Из глубины весело выскочили несколько пузырьков воздуха, и у Яшки застучали зубы. Он оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное - только что утонул человек".
Первое описание настораживает читателя, предвещая страшную развязку событий, а второе выглядит мнительно успокаивающим. Вот утонул человек - всякое бывает. Но Яшка не согласился с этой тишиной, он снова бросился на помощь и спас приятеля. Этому описанию спокойного омута автор противопоставляет человеческое сострадание, ведь именно неравнодушие помогло Яшке спасти Володю.
Каникулы.
Зимние каникулы пролетели незаметно. Как было интересно играть с друзьями в снежки, строить крепости из снега. Эти праздничные дни я никогда не забуду!
Монолог "Вкус, батюшка, отменная манера" произносит Фамусов в пятом явлении второго действия пьесы. В нем он описывает московское "высшее общество". "На всех московских есть особый отпечаток" - говорит Фамусов. В этом обществе ценятся только богатые потомственные дворяне. "Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених". Ум как таковой там не котируется, главное - знатность. "Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат. На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством."
Описывает Фамусов молодежь, "старичков", дам и барышень, входящих в это общество. И, хотя он отзывается об этих людях с восхищением, зрителю понятно, насколько эти люди пусты и тщеславны. Например, "старички": "Не то чтоб новизны вводили, – никогда, Спаси нас боже! Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят и… разойдутся."
Антастика – это особая форма отображения действительности, логически не совместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных» образах выражает миросозерцание человека. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал фантастические элементы в своих произведениях. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности.
Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в «Пропавшей грамоте» . В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного» так же насыщенно бытовыми деталями. «Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясывали какого- то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ..На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны» . И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики»
Описание черта в гоголевских повестях соответствует древним народным верованиям: «спереди совершенно немец <…> но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире» . Демонологический персонаж в данном контексте снижен и персонифицирован. Сходное описание встречается в повести « Пропавшая грамота », где «черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек» .
Как и в творчестве других романтиков, художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: мир действительный, реальный, земной, дневной и мир причудливой фантастики, ночной, темной. При этом фантастика у Гоголя связаны с мифологией, и эта связь настолько тесная, что можно говорить о мифологизированном ее характере.
Расколотость мира у Гоголя подчеркивается тем, что люди и мифологические существа находятся в одном пространстве и существуют одновременно.
Путешествие в ад совершает герой «Пропавшей грамоты» , где подвергается «бесовскому обморачиванию» .
В народных сказках и легендах встречается ведьма старая и молодая.
В «Пропавшей грамоте» ведьмы «разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке» .
Во всех повестях, где присутствует нечистая сила – воплощение зла, она оказывается поверженной, наказанной. В борьбе с ней подчеркивается значение христианских святынь и символов, в частности, креста, крестного знамения, молитвы, кропила и святой воды. Упоминание о них в тексте гоголевских повестей занимает на первый взгляд немного места, но они играют важную роль в авторской концепции мира, неотъемлемой частью которой является христианская культура.
В «Пропавшей грамоте» - повести о том, «как ведьмы играли с покойным дедом в дурня» -герою удается выиграть и спасти пропавшую грамоту благодаря тому, что он догадался перекрестить карты.
Христианское мировоззрение-неотъемлемая часть характеристики автора и его героев. Ирреальный, ночной мир, населенный чертями, ведьмами, русалками и другими персонажами древней славянской мифологии, оценивается с точки зрения христианской идеологии, а главный персонаж- черт-поверже
<span>В заглавной строфе описывается первая встреча поэта и его возлюбленной.
</span><span>Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта - его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний.
</span><span> В дальнейшем поэт вновь встречает любовь своей молодости, о чем повествуют заключительные строфы стихотворения.
</span>