1. Детство и юность романтика. Жизненные коллизии. 2. Начало творческого пути. 3. Гринландия. 4. Романтическая литература и жестокая реальность.
Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного! Я. К. Голованов
Родился А. С. Грин (настоящая фамилия Гриневский) 23 августа 1880 года. Его детство и юность прошли в Вятке. Говорят, что первым словом, которое маленький Саша сложил из кубиков и прочитал по слогам, было «море». Но отец, ссыльный поляк, желал, чтобы сын получил сухопутную профессию. Гриневский-старший, участник польского восстания 1863 года, работал бухгалтером в земской больнице, его жена умерла в тридцать семь лет, оставив четверых детей. Саша был самым старшим, ему в то время исполнилось тринадцать. Чуть позже у него появилась мачеха.
Все мальчишки в то время были увлечены приключенческой литературой, а у Гриневского было три сундука книг на польском, французском и русском — они остались от погибшего дяди, подполковника Гриневского. Родители дразнили сына, говорили, что он плохо учится и станет свинопасом. Вполне понятно, что семья, голодавшая и ходившая в обносках, хотела, чтобы Александр помогал зарабатывать на жизнь. Но мечтой жизни для Саши стало Красное море — он хотел стать матросом. Скоро, страдая от непонимания, он замкнулся и мало с кем говорил о себе.
Единственный любимый предмет Грина — география, по ней у мальчика всегда была на пятерку с плюсом. Исключенный из реального земского училища, а затем не раз выгнанный и снова принятый в городское четырехклассное, Александр стал учиться старательнее. Он узнал, что аттестат дает возможность стать мореплавателем. В конце концов Грин (так его называли приятели) сбежал в Одессу. Море поразило юношу, но наняться работать на корабле было трудно.
Только через два месяца его взяли юнгой на пароход «Платон». Практика не шла впрок, Грин не научился даже вязать морские узлы. У него были собственные представления о море. Его близость была для Грина всем. Второй рейс он совершил на парусной шлюпке «Святой Николай», третий — матросом на корабле «Цесаревич». Ни одно из путешествий не позволило заработать денег. После этого пришлось вернуться в Вятку и жить случайными заработками. Работа на нефтепромыслах, на сплаве леса, золотоискательство, служба в царской армии, бегство из батальона и встреча с эсерами, вторичный побег, тюремный срок, третий побег и ссылка... «Я был матросом, грузчиком, актером, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом...», — вспоминал писатель, говоря о том, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями. В 1905 году он бежал из ссылки и жил в Вятке под чужой фамилией.
В литературу А.С. Грин вошел как мастер бытовых рассказов, описывая свои личные впечатления и жизненные сюжеты. Первый рассказ писателя назывался «Заслуга рядового Пантелеева» и был опубликован в 1906 году Цензура сочла его агитационным, весь тираж конфисковали.
Первая книга «Шапка-невидимка» вышла в 1907 году. В произведениях 1918—1919 годов («Блистающий мир», «Джесси и Моргиана», «Дорога в никуда») главной темой творчества стал конфликт свободы и несвободы.
За двадцать пять лет творчества было опубликовано свыше четырехсот произведений. Главной темой его книг стала вера в высокую нравственность человека. «Александр Грин — писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты», — говорила писательница В. К. Кетлинская. Исследователь творчества Грина В. В. Харчев замечает, что писатель старался показать, что чудо возможно везде, даже где кажется, что его быть не может.
В известнейших произведениях Грина, отличного пейзажиста и мастера сюжета, — в «Алых парусах», «Бегущей по волнам», «Блистающем мире», — романтика тесно переплетена с фантастикой. Герои Грина живут в выдуманных городах, пригрезившихся их создателю — Апамбо, Гель-Гью, Зурбагане, Гертоне, Лиссе, Покете, на острове Рено. Этот вымышленный, мир критики начали изучать уже с 1910-х годах. Его воспринимают по-разному: и как мир прошлого, и как писательскую вселенную со своими законами развития, героями и сюжетами, как художественное пространство. К. Г. Паустовский рассуждал: «Когда он стал писателем, то представлял себе несуществующие страны, где происходило действие его рассказов, не как туманные пейзажи, а как хорошо изученные, сотни раз исхоженные места. Он мог бы нарисовать подробную карту этих мест, мог бы отметить каждый поворот в дороге и характер растительности, каждый изгиб реки и расположение домов...».
Я плохо помню содержание, но точно проблема любви, нравственность, можно значимость поступков, совесть, возможно взаимоотношения отцов с детьми( Машу и родителей)
I. Развалины В городе Княжье-Вено* есть старый заброшенный замок, где живут нищие. Однажды в замке происходит столкновение между бедняками, часть из которых в итоге оказывается на улице. (*прототипом является город Ровно, Украина)
II. Проблематические натуры Выгнанные из замка нищие поселяются в старой часовне. Главным среди этих бедняков становится пан Тыбурций, яркий и загадочный мужчина. У него есть двое приемных детей – Валек и Маруся.
III. Я и мой отец В этом же городе живет мальчик Вася. Он вырос в благополучной и небедной семье. Мальчик живет с отцом и маленькой сестрой Соней. Отец Васи работает судьей и пользуется почетом. Мать Васи умерла, и с тех пор отец мало занимается сыном. Из-за этого мальчик проводит много времени на улице в компании ребят-сорванцов.
IV. Я приобретаю новое знакомство Однажды Вася и его приятели идут в старую часовню, где живут нищие. Приятели Васи от страха убегают, а сам он остается. Внутри часовни Вася встречает мальчика Валека и его сестру Марусю, которые живут в этой заброшенной часовне. Дети приглашают Васю бывать у них в гостях. Ребята решают видеться тайно, чтобы Тыбурций не узнал об этом. Вася уходит и никому не говорит о своих новых приятелях.
V. Знакомство продолжается С этих пор Вася постоянно тайно навещает Валека и Марусю. Ребята становятся друзьями. Вася замечает, что Маруся все время грустна: жизнь в "подземелье" портит здоровье бедной девочки. VI. Среди «серых камней» Однажды Вася и Валек встречаются на улице в городе. Вася видит, что его друг что-то затевает. Позже он узнает, что Валек украл на рынке булку для сестры Маруси. Сам Вася понимает, что воровать нехорошо, но в то же время ему жалко своих нищих друзей. Вася приходит домой и горько плачет.
VII. На сцену является пан Тыбурций Однажды пан Тыбурций застает Васю в «подземелье» в гостях у Валека и Маруси. Сначала Вася боится Тыбурция, но вскоре мужчина тоже становится его приятелем.
VIII. Осенью Вася по-прежнему в тайне от своего отца ходит в гости в «подземелье» к Валеку, Марусе и Тыбурцию. Маленькая Маруся начинает сильно болеть: она слабеет на глазах и все больше лежит в постели.
IX. Кукла Васе жаль больную Марусю, он надеется как-то подбодрить ее. Мальчик просит у своей сестры Сони куклу и относит ее больной Марусе. Та очень радуется подарку и ненадолго чувствует себя лучше. Тем временем отец Васи узнает о том, что сын дружит с нищими. Отец решает изолировать сына от "дурного общества" и не выпускает его из дома. Спустя несколько дней пан Тыбурций приходит домой к Васе с той самой куклой. Мужчина сообщает мальчику, что Маруся умерла. Тыбурций заступается за Васю перед его отцом и объясняет, что мальчик не сделал ничего плохого. Тогда отец отпускает Васю попрощаться с умершей Марусей.