В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Древние греки называли его словом «полис» и видели в наличии у себя именно такого общества главное отличие эллинов от варваров, полиса не имевших. Вслед за немецкими учеными XIX века слово полис часто переводится как город-государство. В связи с этим главная особенность античной жизни заключается в том, что каждый город был самостоятельным государством, жившим по своим собственным законам (автономия) . Важнейшей его характеристикой выступает наличие акрополя, стен, агоры, общественных зданий и т. п. При этом обращают особое внимание на то, что античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. Позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.
Одновременно с таким пониманием полиса современные ученые возвращаются к представлениям о нем самих древних греков, которые считали, что полис - это не стены, а, прежде всего люди, гражданский коллектив. Римляне называли свое общество объединением граждан (civitas от латинского слова civis - гражданин) или просто римским народом (populus Romanus). Поэтому слово полис можно переводить как гражданская община.
Полис представлял собой как бы единство в трех лицах: государство, город, община. Недаром у индоевропейских предков античных народов числу «три» придавалось магическое значение. Правда, в последнее время появилась тенденция рассматривать античную гражданскую общину как догосударственное образование. Такой подход плодотворен тем, что позволяет обосновать уникальные особенности античной общественной жизни и культуры растянутостью периода становления зрелой государственности.
Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер. Сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена. Поэтому существовала целая система взаимных прав и обязанностей между обществом и личностью. Важнейшими из этих взаимосвязанных прав-обязанностей были:
а) право на земельную собственность,
б) участие в защите родных рубежей,
в) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом.
Человек, обладавший этими правами, считался гражданином. Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав (политика от слова «полис») . Права гражданина были и его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с поражением в правах. Гражданский статус - одно из высочайших достижений античной цивилизации, повторенное лишь западноевропейским обществом нового времени. В других обществах древности и средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением. В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (то есть их единство) , наоборот, подчеркивалось правом и общественной психологией. Небольшие размеры полисов позволяли сделать соблюдение прав и обязанностей внутри гражданского коллектива достаточно эффективным. Сословно-классовое деление было, как бы выведено за пределы гражданского общества.
3 ЯНВАРЯ 1857 ГОДА БЫЛ ОБРАЗОВАН КОМИТЕТ
Вооруженные силы России XVII века:
Как и во второй половине XVI в., в начале XVII в. основу русского
войска составляли два вида вооруженных формирований: ополчение и
постоянное войско. Ополчение делилось на дворянскую поместную конницу и
крестьянскую посошную рать. Они собирались в случае войны, являясь к
месту службы со своим оружием и снаряжением. «Посоха» поставляла людей в
пехоту и во вспомогательные формирования (строительство укреплений,
обслуживание осадных орудий, артиллерии и т.п.). Ко второму десятилетию
XVII в. выявились слабые стороны ополчений: низкая мобилизационная
способность, отсутствие единого образца вооружений и единых методов
ведения войны в условиях жесткой организации и дисциплины европейских
войск. Ополчения входили в ведение Разрядного приказа.
Во время войн к боевым действиям привлекались формирования
ополченческого характера вассалов/союзников московского престола:
конные отряды татар, башкир, мордвы, чувашей, калмыков, черкесов,
вольных казаков (донских, терских и яицких), казаков-беженцев из
Малороссии и т. д.
К постоянному войску относились стрельцы, городовые казаки и
артиллерия (пушкари и затинщики). Они несли постоянную потомственную
службу. Городовые казаки входили в ведение Казачьего приказа,
артиллеристы – Пушкарского.
Стрельцы имели определенный военный строй, где боевой единицей
являлся «приказ» (500 человек), и носили особую военную форму. В войнах
со Швецией и Польшей в начале XVII в. стрельцы показали высокий уровень
боевой подготовки. Они успешно применяли линейную тактику боя,
позволявшую вести огонь из максимального числа мушкетов. В Западной
Европе линейная тактика была применена десятилетием позднее шведским
войском во время Тридцатилетней войны. В ходе боевых действий стрельцы и
артиллерия, главной задачей которых было усиление огневой мощи полка в
целом, постоянно взаимодействовали с ополчением, оснащенным в основном
холодным оружием. Это характеризует тактику русских войск,
сопоставимую с тактикой «дореформенных» европейских армий XVI в.
Стрельцы управлялись Стрелецким приказом.
<span>Армия Петра I:
</span>
Русское государство XVII века было в состоянии выставить в поле более 200 тысяч человек. Но это громадное по тем временам войско была очень неоднородно по своему составу и обучению. В основном она состояла из ополчения служилых людей, которые жили на предоставленной им государством «для службы» земле. По призыву
правительства они должны были идти в поход на конях и с вооружением,
которое соответствовало по особой росписи количеству земли, дававшемуся
служилому человеку.Ядро московского войска являлось собственно ополчением и совершенно не
походило на регулярную армию. Это было наследственное войско. Сын
служилого человека должен был стать с возрастом служилым человеком.
Каждый ратник
шёл в поход и содержал себя в войске на свои собственные средства;
никакой учебной выправки и однообразного вооружения у этого войска не
было.оэтому было создано несколько пеших и конных полков, в том числе из
беспоместных и малопоместных служилых людей, которые был обучены
иностранными офицерами. К концу царствования Фёдора Алексеевича насчитывалось уже 63 полка такого войска численностью в 90 тысяч человек.Введение войск иноземного строя изменило его состав: оно перестала быть
сословной в своей основе. В солдатские, рейтарские, драгунские,
гусарские полки нельзя было набирать одних только служилых людей — помещиков.
От служивых требовалась постоянная служба и постоянное упражнение в
военном деле, их нельзя было отпускать домой в мирное время и созывать
только в военное. Поэтому служивых в иноземные полки стали набирать тем
же способом, как впоследствии рекрутов.
Любые законы – это основа правопорядка в государстве. Законы Хаммурапи,
не исключение. Конечно, они помогли поддержать порядок в царстве, но благоденствия
людям они не принесли. В роскоши, красоте и спокойствии пребывали только
некоторые «из высших по положению», остальные же проводили свои дни в трудах,
заботе, страхе.