Монолог Катерины (Действие 2, явление 10) – одна из ключевых сцен
драмы А.Н. Островского «Гроза». Правда, очень часто эта сцена остаётся
за рамками школьного изучения. Чаще анализируют сцену признания
Катерины, сцену её смерти и т.д. И всё-таки, думается, что именно такие
моменты, как монолог с ключом, должны привлекать внимание при анализе
произведений классики, поскольку именно сцены, приподнимающие завесу
тайны над поступками и психологией человека могут воздействовать на
наших юных читателей, возбуждая их интерес не столько к историческому
контексту произведений, сколько к тому вечному, личностному, что
заложено в каждом серьёзном художественном творении.
Преподавание литературы в школе не должно сводиться к выработке
готовых рецептов решения проблем, к формулированию набора готовых
«правильных» ответов – это аксиома. Именно поэтому в каждом
произведении, как мне кажется, учитель, прежде всего, должен увидеть
воспитательные возможности, и вслед за этим постараться предложить
учащимся такой вариант работы, при котором воспитательный момент будет
реализован с наибольшим эффектом.
Многим кажется, что изучение драмы А.Н.Островского «Гроза» –
анахронизм: давно ушёл в прошлое купеческий быт, нет и в помине
ориентации на домостроевские порядки, можно в соответствии со своими
представлениями трактовать понятие свободы. И всё-таки всмотримся
пристальнее в один из лучших с точки зрения психологии монологов
Женщины, заглянем в её мир, постараемся понять мотивы её поступков, ибо
человеческая сущность не зависит ни от сословной принадлежности, ни от
времени пребывания в мире.
<span>Как часто в жизни мы сталкиваемся с досужими суждениями о том, что
отношения в какой-то семье разрушены, а виной всему – новое увлечение
жены или мужа. Ситуация в драме «Гроза» кажется узнаваемой, но
одновременно и интригующей, ибо разрушить узы брака в сложившейся
ситуации невозможно, во-первых, потому что брак Катерины и Тихона
освящён церковью, во-вторых, потому что и по законам светским Катерина
не может думать об освобождении от брачных уз. («Куда ты уйдешь? Ты
мужняя жена», – говорит Варвара, напоминая Катерине о законе). В то же
время именно Варвара понимает, что Катерина не вольна в своих чувствах,
что любовь, неожиданно нагрянувшая, страшащая саму Катерину, может
оказаться разрушительной силой, потому что это первое в жизни Катерины
чувство. Именно Варвара, жалея Катерину, пытается объяснить ей причины
её страданий и дать совет, как лучше всего устроить жизнь: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». </span>
Постараемся предложить пятнадцати–шестнадцатилетним подросткам
вдуматься в ситуацию, рассмотреть её с точки зрения житейской: Катерина
не по своей воле вышла замуж, не она выбирала себе суженого; выбирали
её, да и Тихон женился не по любви. Задумаемся вместе с нашими
учениками, насколько серьёзным шагом должен быть выбор спутника жизни в
условиях сегодняшней нашей свободы, какой трагедией для самого человека
может обернуться поспешное решение создать семью. Поразмышляем и о
том, что человек, принимающий решения, берёт на себя ответственность не
только за самого себя, но и за тех, кто будет рядом.
Слова Варвары о науке обмана не устраивают Катерину. Искренний и
чистый человек, она реагирует однозначно: «Я буду мужа любить. Тиша,
голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!»
<span>И все-таки план, мгновенно созревший в голове Варвары, реализуется. Почему же вопреки собственным представлениям о жизни, собственным установкам Катерина идёт на встречу с Борисом?</span><span>Ответ на этот вопрос мы и находим в сцене с ключом. </span>
Эта замечательная история о отце и двух сыновьях,о верности родине,о геройстве и о любви.Тарас Бульба славный войн и доблестный защитник родины.Воспитал двух сыновей Остапа и Андрия которые закончили Киевскую бурсу.Остап-старший сын Тараса не любил учиться,характер его был тверд.Андрий был более мягок по характеру,он был всегда изобретательнее брата.После окончания бурсы,они поехали с отцом на Запорожье.Там и произошло их первое сражение.Андрий влюбился в полячку Эльжбету -дочь воеводы, врага,что и заставило его во имя этой любви предать родину.В очередном сражении отец,не выдержав предательства сына,сам и убил его.Остапа враг взял в плен. После долгих и мучительных пыток он умер.Тарас сам присутствовал на казни сына.Он не мог не гордиться им,ведь во время казни Остап не проронил ни звука.Тарас собирает войско чтобы освободить Украину от захватчиков.Он прошел по Польше со своим казацким войском и выжег много земель и костелов и уже подбирался к Кракову. Много шляхтичей полегло,много замков было разграблено.Это была месть за сына.Почти неделю удавалось казакам уходить от преследований,но воевода Потоцкий настиг войско Тараса у Днестра.Происходит сражение,в котором Тараса берут в плен и принято решение сжечь его заживо на глазах у всех.Тогда они привязывают его цепью к деревянному стволу,гвоздем прибивают руки и поджигают.Казаков он убеждает уйти.Вся семья погибла.и каждый за свою правду! Учит быть преданным своему отечеству,и конечно сохранять честь и достоинство! сам выберешь предложения
<span>Садко плыл на корабле,морской царь поднял на море страшную бурю. Корабль пошёл на дно. Царь выстроил перед юношей всех дочерей и сказал выбирай,но Садко любил Любаву,и кит ему помог Садко выбраться на берег. Путешествие закончилось счастливо,Садко привёз несметные богатства.</span>
<span>Всякая прибаска хороша с прикраской. </span><span>Быль - что смола, а небыль - что вода. </span><span>Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. </span><span>Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается. </span><span>В сказках все есть, да в руках ничего нет.</span>