Поэма эпического содержания «Девятьсот пятый год» была написана как хроника первой русской революции: «избиение толпы», «потемкинское» восстание, похороны Баумана, Пресня. В поэме время революции представлено как эпоха масс. Отцы жили в пору романтического служения героев, «динамитчиков», личностей, народовольцев. В 1905 г., это время воспринимается как невозвратное прошлое («Точно повесть Из века Стюартов Отдаленней, чем Пушкин, И видится, Точно во сне»), на авансцену выходит время героических масс. Определяя правых и виноватых, вину за кровь Б. Пастернак возложил на власть: рабочих «исполнило жаждою мести» введение в город войск, «избиение», нищета; повод для восстания на «Потемкине» – «мясо было с душком»; черная сотня провоцирует студентов. Однако в «Лейтенанте Шмидте» уже появляется герой, который и волей судьбы, и благодаря собственному осознанному решению становится избранником революции («И радость жертвовать собой, И – случая слепой каприз»). Шмидт поставлен автором перед выбором: он осознает себя на грани двух эпох, он как бы предает свою среду («С чужих бортов друзья по школе, Тех лет друзья. Ругались и встречали в колья, Петлей грозя») и «встает со всею родиной», он выбирает Голгофу («Одним карать и каяться, Другим – кончать Голгофой»). В «Спекторском» Б. Пастернак писал о своем личном выборе – образ литератора Спекторского во многом автобиографичен. Судьбы Сергея Спекторского и Марии даны в контексте послеоктябрьской революционной эпохи, когда «единицу побеждает класс», когда в быт входят голод и повестки, когда «никто вас не щадил», когда «обобществленную мебель» разбирали по комиссариатам, «предметы обихода» – по рабочим, «а ценности и провиант – казне». Под немым небом революции «И люди были тверды, как утесы, И лица были мертвы, как клише». Герой, «честный простофиля», участвует в распределении обобществленной утвари. Оправдание эпохи мотивировалось в поэме революционным выбором «патриотки» и «дочери народовольцев» Марии («Она шутя одернула револьвер И в этом жесте выразилась вся»); в революции она состоялась как личность («ведь надо ж чем-то быть?»). Однако в эти же годы Б. Пастернак пришел к мысли о том, что величие революции обернулось собственной противоположностью – ничтожеством. Революция, как он писал Р.М. Рильке 12 апреля 1926 г., разорвала течение времени; он по-прежнему ощущает послереволюционное время как неподвижность, а свое собственное творческое состояние определяет как мертвое, уверяя, что никто в СССР уже не может писать так неподдельно и правдиво, как писала в эмиграции М. Цветаева. В 1927 г. поэт вышел. из состава ЛЕФа. По этому поводу он писал: «С «Лефом» никогда ничего не имел общего... Долгое время я допускал соотнесенность с «Лефом» ради Маяковского, который, конечно, самый большой из нас... делал бесплодные попытки окончательно выйти из коллектива, который и сам-то числил меня в своих рядах лишь условно, и вырабатывал свою комариную идеологию, меня не спрашиваясь».
К Земле направляется звездолёт «Диавона» с планеты Рамерия. В составе экипажа капитан корабля генерал, штурман, врач, лётчик и слуга генерала Ильсор.
На планете Рамерия живут арзаки — талантливый, но доверчивый, как дети, народ, и менвиты, у которых есть верховный правитель. Он заколдовывает человека, глядя ему в глаза. Так он убедил менвитов, что они избранная раса Вселенной, и заставил арзаков повиноваться менвитам. Арзаки изобретали, работали, а их открытиями пользовались менвиты. Менвиты задумали завоевать планету Земля. Они приземлились в уединённой местности, не зная, что попали в Волшебную страну.
Проживающий в Волшебной стране отшельником Урфин Джюс получает от Железного Дровосека в подарок телескоп. Как-то глядя в него, он видит «Диавону», но не придаёт этому значения. Урфин занимается огородничеством. Он выращивает невиданные овощи и фрукты и передаёт их жителям Изумрудного города, чтоб те устраивали праздники Угощения. Готовясь к празднику, Жевуны видят в небе красный шар и, испугавшись, бегут к Страшиле.
Пришельцы приземляются ночью, рассчитывая на то, что все спят. Отправившись на разведку, они находят замок волшебника Гуррикапа и превращают его в свой лагерь. Птицы, увидев незнакомцев, сообщают об этом Страшиле. Страшила срочно собирает совет и заглядывает в волшебный ящик. Тилли-Вилли отправляется к гномам, чтобы отнести их к заброшенному замку. Гномы должны всё разузнать. Теперь Страшила всё время получает донесения о том, что делают пришельцы.
Менвиты похищают одного из бывших подземных королей, а ныне ткача Ментахо с женой, чтобы с их помощью изучить язык землян. Ментахо, также как и арзаки, пугается взгляда менвитов. Но вездесущие гномы сообщают Ментахо, что Страшила не оставит его.
Геологи пришельцев находят залежи изумруда. Изучая язык, генерал пытается подкупить изумрудами Ментахо и выпытать у него тайны страны. Но Ментахо говорит лишь то, что разрешил Страшила. Ильсор переходит на сторону Ментахо. Он предлагает выпускать Тилли-Вилли на дороги в разных обликах, чтобы пришельцы решили, что Волшебная страна населена великанами. На вопрос генерала Ментахо отвечает, что именно эти великаны помогли Гудвину завоевать страну.
Птенец Карфакса Гориэк во время охоты задевает радар и пушку пришельцев, установленные в горах, и сбрасывает их в ущелье. Тогда пришельцы решают вынести радары за пределы страны, но чёрные камни Гингемы не дают сделать это, и пришельцы остаются без связи с Рамерией.
Дракон Ойххо привозит Кагги-Карр и Фараманта в Канзас. Они просят Энни о помощи. Призвав Альфреда Каннинга, Энни и Тим прибывают в Волшебную страну. На этот раз Артошка остаётся дома.
Арзаки, добывающие изумруды для генерала, замечают, что камни защищают от гипноза менвитов. Среди арзаков назревает восстание.
Урфин Джюс начинает снабжать пришельцев своими необыкновенными плодами, получая за это изумруды.
Птицы под предводительством Кагги-Карр нападают на базу пришельцев, огороженную колючей проволокой, и генерал приказывает отключить сигнализацию.
Усыпительная вода
На совете, созванном Страшилой, разрабатывается план по уничтожению пришельцев. Гуляющую по Изумрудному городу Энни похищает лётчик пришельцев. На допросе у генерала Энни говорит то же, что и наученный Страшилой Ментахо. Мыши под предводительством Рамины проникают в комнату генерала и изгрызают всё, что там было. Тим, надев серебряный обруч, который сделал его невидимым, пробирается на базу. Мыши прорывают туннель, и затопляют базу Усыпительной водой. Пользуясь всеобщей суматохой, Тим похищает Энни.
Генерал сзывает совет и решает предпринять поход на Изумрудный город. Ильсор предупреждает об этом Ментахо, а тот гномов. Страшила приказывает покрасить дуболомов специальной краской, отражающей лучевые заряды оружия пришельцев, и послать их на базу.
Пришельцы нападают на Изумрудный город, но с помощью орлов под предводительством Карфакса их армия разбита.
Урфину Джюсу приходит в голову мысль поджечь камни Гингемы. Один из камней лопается, он собирает обломки и привозит их домой. Скрывая обломки под плодами, Урфин доставляет их на базу пришельцев. Сказав, что это сокровища, Урфин подстраивает генералу ловушку и забирает изумруды, пока камни держат генерала в своём плену.
Подготовив мину и поток Усыпительной воды, Страшила со своей армией атакует пришельцев. После полной победа менвитов усыпляют.
Под предводительством Ильсора пришельцы возвращаются домой, а Энни с Тимом и Альфредом — в Канзас. Пересказала Жизель Адан
Рассказ Горького "Челкаш" был написан в 1895 году. В конце ХIХ - начале ХХ века происходили серьёзные изменения в классическом реализме. Эти изменения в первую очередь отразились на основной проблеме реализма: связь героев и событий. Рассказ "Челкаш" - типичный тому пример.
Проблема духовной свободы человека - основная тема всех произведений Горького. Борьба человека с самим собой и с обществом, то есть духовный рост человека и отношение его с окружающими.
"...Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос... "
Перед тем, как очередной раз идти "на дело", находит себе помощника, Гаврилу, молодого парня - типичного крестьянина. Задача Гаврилы была проста - грести.
После "ходки" Челкаш отдал Гавриле гораздо больше, чем обещал. Но Гаврила попросил всю выручку и признался, что даже хотел убить Челкаша. Завязалась драка. Гаврила камнем разбил голову своему работодателю. Потом вернулся и попросил прощения. Челкаш ответил: "ничего". Они разошлись в разные стороны.
Композиция многих рассказов Горького подчинена одной цели: полностью раскрыть образ главного героя.
В рассказе "Челкаш" автор использует кольцевую композицию.
У Горького главный герой обычно "но голову выше людей, его окружающих, их общество ему чуждо". Сближение героя с обществом бесперспективно: общество отвергает героя в силу его (героя) исключительности.
Вот так и Челкаш - ворует не ради денег, а из-за самого процесса: украсть из-под носа охраны, да так, что бы пропажу обнаружили ещё не скоро. Для него воровать - это искусство, а не ремесло. Для Челкаша - это протест против общества и он от общества не зависит.
В Гавриле Челкаш увидел близкого себе по духу человека, но ошибся. Гаврила считает себя свободным, но вся его "свобода" - это "сам себе хозяин, пошел - куда хошь, делай - что хошь <...> Гуляй, знай, как хошь, бога только помни... " Гаврила мечтает о счастии, но и "счастье" его сводится к одному: осесть где-нибудь, купить дом и прочее. На всё "счастье" Гавриле нужны деньги. Ради них он готов даже убить. Челкаш угрожал Гавриле, но он ни за что бы не убил его. Гаврила сам признаётся: "...хвачу, я его - тебя - веслом.. . рраз! ..денежки себе, его - в море.. . тебя-то... "
За деньги Гаврила мог "душу загубить на всю жизнь! ", дело только в "корысти". Всё Гаврилино "счастье" строилось на деньгах, а если счастье зависит от чего-то материального, то это не настоящее счастье, это лишь то, что принято называть счастьем.
Поэтому между ними произошла ссора: Челкаш не выдержал такого издевательства над его (Челкаша) мировоззрением.
Челкаш отдал деньги Гавриле за работу: "Бери! бери! Не даром работал! Бери, не бойсь. Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Ещё спасибо скажут, как узнают. На бери! "
<span>Челкаш понял свою ошибку, понял - прощать Гаврилу не за что: "За что? Не за что! Сегодня ты меня, завтра я тебя... </span>