В рассказе "Косцы" И. Бунин передает чувство любви к родине, привязанность русского человека к своей земле. В эмиграции Бунин создает притчу "Молодость и старость", подводящую итог его раздумьям о жизни человека, вставшего на путь наживы и приобретательства. "Бог сотворил небо и землю.. . Потом Бог сотворил человека и сказал человеку: будешь ты, человек, жить тридцать лет на свете, — хорошо будешь жить, радоваться будешь, думать будешь, что все на свете для одного тебя Бог сотворил и сделал. Доволен ты этим? А человек подумал: так хорошо, а всего тридцать лет жизни! Ой, мало.. . Потом Бог сотворил ишака и сказал ишаку: будешь ты таскать бурдюки и вьюки, будут на тебе ездить люди и будут тебя бить по голове палкой. Ты таким сроком доволен? И ишак зарыдал, заплакал и сказал Богу: зачем мне столько? Дай мне, Бог, всего пятнадцать лет жизни. — А мне прибавь пятнадцать, сказал человек Богу, — пожалуйста, прибавь от его доли! — И так Бог и сделал, согласился. И вышло у человека сорок пять лет жизни.. . Потом Бог сотворил собаку и тоже дал ей тридцать лет жизни<...>. Ты, сказал Бог собаке, будешь жить всегда злая, будешь сторожить хозяйское богатство, не верить никому чужому, брехать будешь на прохожих, не спать по ночам от беспокойства. И.. . собака даже завыла: ой, будет с меня и половины такой жизни! И опять стал человек просить Бога: прибавь мне и эту половину! И опять Бог ему прибавил.. . Ну, а потом Бог сотворил обезьяну, дал ей тоже тридцать лет жизни и сказал, что будет она жить без труда и без заботы, только очень нехороша лицом будет.. . лысая, в морщинах, голые брови на лоб лезут, — и все.. . будет стараться, чтоб на нее глядели, а все будут на нее смеяться. И она отказалась<...>. И человек выпросил себе и эту половину<...>. Человек свои собственные тридцать лет прожил по-человечески — ел, пил, на войне бился, танцевал на свадьбах, любил молодых баб и девок. А пятнадцать лет ослиных работал, наживал богатство. А пятнадцать собачьих берег свое богатство, все брехал и злился, не спал ночи. А потом стал такой гадкий, старый, как та обезьяна. И все головами качали и на его старость смеялись".
<span> Рассказ "Господин из Сан-Франциско" можно считать полнокровным полотном жизни, позднее свернутым в тугие кольца притчи "Молодость и старость". Но уже в нем по законам притчи вынесен суровый приговор человеку-ослу, человеку-собаке, человеку-обезьяне, а более всего — "Новому Человеку со старым сердцем", который установил на земле антигуманные законы, слышно осуждение всей земной цивилизации, заковавшей себя в кандалы лживой морали.</span>
Дубровский"Главные герои:Владимир ДубровскийМаша ТроекуроваКирил Петрович Троекуров вызывает неприязнь из-за своего самодурства и жестокого обращения ко всем, кто его окружал.У Владимира Дубровского мне понравилась его доброта и порядочность. Он никогда не смог бы позволить себе или кому-либо другому обидеть хорошего человека. Даже его разбойничество было благородным.у Машы Троекуровой-мне понравилась ее честность и чувство ответственности. Она сдержала свою клятву перед законным мужем, несмотря на зарождающиеся чувства к Дубровскому младшему.В этом романе речь идет о богатом помещике Кирилле Петровиче Троекурове, у которого был скверный характер. Он был дружен со своим соседом и товарищем, с которым когда-то служил-Андреем Гавриловичем Дубровским, поручиком в отставке. Позже между ними происходит ссора, которая перешла во вражду. Троекуров через подкупный суд отбирает у Дубровского его поместье-Кистеневку. Вскоре после этих событий старший Дубровский умирает. Его сын поджигает Кистеневку и подается в разбойники. Потом он попадает к Троекурову в дом под видом гувернера и влюбляется в его дочь-Машу, Но Троекуров решил выдать замуж дочь за старого князя Верейского. Дубровский всеми силами пытается этому помешать, но опоздал. Маша считает себя связанной клятвой и отказывает ему. После этих событий власти пытаются поймать банду, но Дубровский успел распустить ее и уехать за границу. В этом романе автор нам дает понять, что главное в жизни-честность, чувство ответственности и, конечно же, честь.