Октябристы:1905,лидер:Гучков
Кадеты:1905,лидер: Милюков
Союз Русского народа:1900,лидер: Пуришкович,Дубровин
Эсеры:1902, Лидер: Чернов
Меньшевики:1898,раскол в 1903.Лидер:Мартов
Большевики: 1898,раскол в 1903. Лидер:Ленин
1. Назначаемые царем воеводы были заменены выборными Городскими магистрами, подчиненные главному магистрату. Магистраты обеспечивали сбор налогов и выполняли судебные функции. Эти меры означали развитие городского самоуправления.
2. Отмена патриаршества; церковь теряла свою независимость от гос-ва, право распоряжаться своей собственностью. В результате реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть гос. аппарата, строго контролируемую светской властью.
1) Борьба против татаро-монгольского нашествия и ордынского ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. Среди них особо выделяется Сказание о битве на Калке, О рязанском богатыре Евпатии Коловрате, О Куликовской битве.
Слагались былины о татаро-монгольском нашествии, в котором сказатели обращались к образам древнерусских богатырей вокруг старого князя Владимира Красное Солнышко. В ХIV-ХV вв. заканчивается складывание былинного эпоса. Борьба с агрессией немцев и шведов нашли отражение в сказаниях о Невской битве и Ледовом побоище. Новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко отражали богатство и мощь независимого вольного города.
2) В этот период сложился новый жанр устного народного творчества – исторические песни, где в отличие от былин герои, события были конкретными, взятыми из реальной действительности. В исторических песнях отражался подвиг людей пытавшихся остановить орду Батыя и о борьбе с игом. В песне об Авдотье Рязаночке, говорилось о простой горемыке, проявившей большое мужество, когда она уводила из полона - (плена) жителей Рязани. Надежда на скорое падение ордынского ига была выражена в песне «о Щелхане» посвященной восстанию Твери.
Во времена монгольского нашествия погибло множество книг, но традиции письменности и книгописания были сохранены. По-прежнему продолжала распространяться грамотность и письменность. Об этом свидетельствуют археологические раскопки в Новгороде, где были обнаружены берестяные грамоты. Уникальной находкой являются берестяные учебные тетрадки новгородского мальчика Онцифира. В 14-15 вв. на Руси существовали специальные училища для детей, в которых работали учителя - книжники. Сведения об этом содержаться в описании жизни русских святых. В этот период продолжает активно развиваться книжное дело. Крупнейшими центрами становятся монастыри, где были книгописные мастерские и библиотеки. Особенно известны были Троицко-Сергеевский монастырь, Кирило-Белозерский и Соловецкий монастыри. Так же мастерские существовали и при княжеских дворах. Книги, как правило, создавались на заказ и очень редко на продажу. В 14-15 вв. на смену дорогому пергаменту и бересте пришла бумага, ввозимая из Европейских стран (Италия, Франция) . Изменилась и графика письма. Уставное письмо сменилось полууставным. А в деловых бумагах утвердилась скоропись.
3) Русская литература 14-15 вв. унаследовала публичность древнерусской литературы.
4)По-прежнему развивалась летопись, но теперь она во многом носила местный характер. С возвышением Москвы объединение русских земель вокруг нее привело к тому, что московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер. Первым общерусским летописным сводом стала Троицкая летопись, созданная в Москве в начале 15 века, одним из самых знаменитых летописных сводов стал Московский свод 1479 года. Все московские летописи были проникнуты мыслью о необходимости объединения русских земель и сильной великокняжеской власти.
5) Центральной темой литературы была борьба русского народа против захватчиков. Следствием этого было появление воинской повести. Для этого жара было характерно то, что в основе лежали конкретные события, а персонажи реально существовали. Одним из выдающихся памятников этого жанра является повесть о разорении Рязани Батыем, где осуждались княжеские распри, как главная причина поражения
Под влиянием победы на Куликовском поле возникли произведения Куликовского цикла. Проникнутые мыслью о единстве русских земель, как залог победы над ордой. «Сказания о мамаевом побоище» самое объемное произведение, и «Задонщина» , которая тесно связана со «Словом о полку Игореве» . Главная идея «Задонщины» - распри ведут к поражению, единство между князьями залог победы над врагом
6) Большое развитие в это время получила житейская литература.
<span>7)Не прервалось культурное общение Руси со многими народами Европы и Азии. Сочинения новгородца Стефана и смолянина Игнатия, побывавших в Констанополе, а также «Хождение за 3 моря» Афанасия Никитина-1466 г.</span>
Арабо-мусульманская синкретическая культура оказала воздействие на становление средневековой европейской культуры. Основным направлением проникновения этой культуры в Европу был крайний запад мусульманского мира – Андалусия (Арабская Испания), а также с началом крестовых походов - Италия, Палестина и Сирия на Востоке. Крестоносцев привлекали сказочные богатства Востока : дорогие ткани, золотые украшения, искусно сделанные стеклянные кубки, пряности, – всё то, что попадало в Европу через купцов.
Проникнув на Восток, крестоносцы начали заимствовать различные элементы материальной и духовной культуры, которые по сравнению с полуварварскими обычаями средневековой Европы, отличались изысканностью. Америко Кастро писал: «Победоносные войска христиан не могли сдержать изумления при виде величия Севильи. Христиане никогда не знали ничего подобного в искусстве, экономическом блеске, гражданской организации, производстве, научном и литературном творчестве». В результате, многие христианские феодалы-крестоносцы по своему внешнему облику почти не отличались от своих соседей – мусульман. Балдуин из Эдессы (XII) носил восточное платье и принимал гостей по восточному обычаю, сидя на ковре. Танкред из Антиохи чеканил монеты по мусульманскому образцу. О том, какое впечатление производила на «франков» мусульманская культура, рассказывает в своих мемуарах («Книга назидания») сирийский эмир Усама ибн Мункыз (XII в.).
Польский князь, представитель династии Пястов и первый достоверный польский князь -Мешко I