1. Русские музыкальные инструменты
2. Международные инструменты
3. Когда на сцене играет один человек как это называется?
Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.
В течение лета 1888 года Римским-Корсаковым была написана «Шехеразада» и впервые исполнена под управлением автора в сезоне 1888-1889 в одном из «Русских симфонических концертов», организованном музыкальным издателем и меценатом Митрофаном Беляевым. С тех пор это произведение приобрело большую популярность у слушателей.
Арабская рукопись «Тысячи и одной ночи» (1300-е гг.)
Арабская рукопись «Тысячи и одной ночи» (1300-е гг.)
Источником вдохновения для создания сюиты послужило литературное произведение «Сказки тысячи и одной ночи».
Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:
Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Общий нормативный контроль — 2012—2016.
↑ 1data.bnf.fr: open data platform — 2011.
↑ Глюк Кристоф Виллибальд / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
↑ Schmid, 1964, с. 466.
↑ Рыцарев, 1987, с. 40.
↑ Bamberg, 1879, с. 244.
↑ Рыцарев, 1987, с. 41.
↑ Рыцарев, 1987, с. 42—43.
↑ Маркус, 1973, с. 1021.
↑ Рыцарев, 1987, с. 43—44.
↑ Schmid, 1964, с. 467.
↑ Маркус, 1973, с. 1020.
↑ Балашша, Гал, 1993, с. глава 11.
↑ Маркус, 1973, с. 1018—1019.
↑ Гозенпуд А. А. Оперный словарь. — М.-Л.: Музыка, 1965. — С. 290—292. — 482 с.
↑ Рыцарев, 1987, с. 10.
↑ Розеншильд К. К. Аффектов теория // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1.
↑ Рыцарев, 1987, с. 13.
↑ Рыцарев, 1987, с. 12.
↑ Гозенпуд А. А. Оперный словарь. — М.-Л.: Музыка, 1965. — С. 16—17. — 482 с.
↑ Цит. по: Гозенпуд А. А. Указ. соч., с. 16
↑ 1 2 3 4 Маркус, 1973, с. 1018.
↑ Рыцарев, 1987, с. 77.
↑ Lippman, 1992, с. 163—168.
↑ Маркус, 1973, с. 1019.
↑ Рыцарев, 1987, с. 6, 12—13.
↑ Рыцарев, 1987, с. 48—49.
↑ Рыцарев, 1987, с. 82—83.
↑ Рыцарев, 1987, с. 23.
↑ Рыцарев, 1987, с. 84.
↑ Рыцарев, 1987, с. 79, 84—85.
↑ Рыцарев, 1987, с. 84—85.
↑ Vita. 1773—1787. Ch. W. Gluck. Gluck-Gesamtausgabe. Forschungsstelle Salzburg. Проверено 30 декабря 2015.
↑ Маркус, 1973, с. 1018, 1022.
↑ 1 2 Цодоков Е. Кристоф Виллибальд Глюк. Belcanto.ru. Проверено 15 февраля 2013.
↑ Браудо, 1930, с. 107.
↑ Wir über uns.... Internationale Gluck-Gesellschaft. Проверено 30 декабря 2015.
↑ Браудо, 1930, с. 108.
↑ Рыцарев, 1987, с. 22.
↑ Рыцарев, 1987, с. 16.
↑ Маркус, 1973, с. 1022.
Георгий Свиридов (Georgy Sviridov)
1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.
3-я часть, «Ночь», неожиданна по своему решению. Это детская песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую, почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы самыми простыми средствами, но тем более неожиданно заключение, в котором возникает призыв:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты вечности заложник,
У времени в плену.
Л. Михеева