Музыка в христианстве
Не стоит забывать, что музыка может быть связана с религией и церковью; но это вовсе не означает ещё, будто именно религия и церковь породили её и вызвали к жизни её красоту.
К. Розенштильд
С осмысленным поклонением апологичному богу, люди вложили в руки его наместников ключ контроля над своей сущностью. Ключ, не оставляющий шанса на свободу: мышления, волеизъявления, а также восхождения вверх по лестнице науки и творчества. Любая религия стремилась акцентироваться абсолютно на всех проявлениях человеческой жизни, стремясь к власти, проникая в умы людей и заставляя их жить в беспрекословном подчинении и страхе. Велись поиски решения о способах контроля – ограничить умы от влияния побуждающего страсти, аннигилировать свободу, стремление к развитию.
Для удобства управления, развитие должно быть ограничено и оставаться на уровне, благоприятствующему филистерству. Популяризировался страх, неуверенность в себе, в своих силах, атихифобия, а взамен была обещана любовь творца. Точнее, так называемая «любовь» – сквозь страх, схожая с религиозным садомазохизмом. Человека ограничивают в пище для ума, превращая в скованную, безвольную тварь Божию, с завидным постоянством напоминая, что только так можно заслужить Его любовь и после смерти обеспечить вознесение души в эфемерный рай.
Главной задачей, обозначившейся перед религией средних веков, стал грубый контроль страстей, мыслей и эмоций, посредством унификации и однообразия жизни. Музыка, живопись, наука и прочие вольнодумства мешали религии держать людей в фатальном страхе поклонения Слову. Следует отметить, что благоприятные климатические условия в Европе (Италия, Польша, Германия), в отличие от довольно сурового климата на Руси, генетически закладывали в людях транспарентное желание свободы в проявление страстей. Солнце, тепло, плодородие кипело в их крови. Религия использовала всевозможные ниточки, для управления массами, одной из таких ниточек, с помощью которой можно было дёргать за тонкие материи души, являлась музыка.
Наиболее ярко музыку в качестве инструмента воздействия на людей использовало европейское христианство.
Музыка, подобно шёпоту дьявола, своей экспрессивностью побуждала в людях эмоции, самовольные взгляды, которые зачастую противоречили строгим религиозным учениям. Свободное искусство стало камнем преткновения к получению абсолютной власти над простым народом. Следует отметить, что Церковь полностью подчинила себе музыкальные школы. В храмах практиковалось объединяющее хоровое пение. Церковь охотилась за мальчиками для хоров, обладавших необходимыми чистыми голосами. Также разрешалось набирать хоры из кастрированных мальчиков, у которых были наиболее чистые голоса, хотя церковь формально осуждала данную процедуру.
«Пока жива религия, пока существует церковь, как организованное объединение верующих под руководством её деятелей, до тех пор существует и культ с музыкальным оформлением её обрядов. Религиозные настроения людей нередко просятся на музыку, изливаются в её звучащих образах, а церковь. Как встарь, по-прежнему обращается к музыкальному искусству, и прежде всего к хоровому пению, как испытанному средству «управления душ человеческих». [1]
Христианская церковь благословляла музыкантов и композиторов на издание исключительно узуальных, высокодуховных произведений, влекущих к покорности, способствующие аскетизму в мыслях и в чувствах. Люди, в своих мыслях, должны бояться, дистимически уповая на волю всевышнего, люди любят бояться. Чтобы не было несанкционированного создания муз
Музыка в исламе
Ислам – сравнительно молодая религия. Как известно в исламе запрещалось изображение людей и даже животных, вынуждая художников ограничивать себя растительным орнаментом (арабески). По историческим данным основатель ислама – Мухаммед, испытывал аверсию к музыке. Его презрительность надолго акцентировалась в традиции мусульманского духовенства.
«Чудесно распетые, богато орнаментированные светские мелодии, полные живого, страстного чувства, осуждались и веками находились под запретом. Исламистский культ признавал лишь безрадостно-тягучие, гнетуще-однообразные возгласы нараспев, какие и сейчас издают муллы и муэдзины, читая с минаретов молитвы-изречения из Корана, священной книги мусульман» [1].
Музыка в буддизме
Тибетская музыка априори ритуальная и происходит от мантр и биджамантр, а не от слов человеческого языка. Едва уловимые или, наоборот, резкие, взрывные звуки музыкальных композиций преследуют цель создать особый настрой. В её структуре, тональности и ритмике нет подчас ничего свойственного светской музыке, в основе своей она является пробуждающей. Смысл её можно изложить в следующем предложении: сознание, не воспринимая знакомых ожидаемых мелодий, напрягается, проходит через стадию сопротивления и в конце отрывается от звуковых привязанностей, что позволяет обнаружить чистое состояние.
С.В.Рахманинов (1873 - 1943) - великий русский композитор, пианист и дирижер.
Им написано более 80 романсов и среди первых его романсов особое место занимает романс "Сирень",
как отражение тонкой душевности композитора, лиричности и выразительности его музыкального творчества.
Романс написан на стихи популярной в то время поэтессы Екатерины Бекетовой. Романс написан в 1902 году, композитор только что женился на Наталье Сатиной и, вдохновленный любовью, создает прекрасную и выразительную мелодию, которая поэтично переплетается с природой.
Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению.