18 и 19 столетия вошли в историю России как эпохи установления и укрепления абсолютной монархии. В эти годы происходили коренные изменения в структуре государства, уклада жизни народов России, в духовной и культурной жизни страны. Начатые Петром I реформы, выдвинули Россию из захолустного государства в одно из самых сильных и влиятельных не только в Европе, но и в странах Азии и дальнего востока. Развитие промышленности и науки, освоение Сибири, выход к морям – все это способствовало развитию общественной мысли, изменению взглядов на общественный строй, зарождению прогрессивных сил в стране.
В области культуры 18-й и 19-й века выдвинули целую плеяду всемирно известных деятелей, которые стали национальным достоянием не только нашей родины, но и всего человечества. Нет, наверное, ни одной области науки и культуры, в которой бы не работали русские люди.
В данной работе делается попытка кратко охарактеризовать развитие культуры и науки в России в 18 и 19 веках..
Во второй половине правления Александра I в Российской империи стало нарастать общественное движение. Такая ситуация была одной из характерных черт этого периода.
Кроме того, в это время, впервые в истории России, общественное движение приобрело организованную форму.
В основе российского общественного движения лежали идеи либерализма.
Основными из них были: приоритет отдельной личности над государством и обществом (в то время как на протяжении всей российской истории интересы государства и общества ставились выше отдельного человека), законодательное ограничение влияния государства и церкви на жизнь общества, незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, верховенство закона во всех сферах деятельности государства и общества.
Либеральное общественное движение в России возникло не на пустом месте.
Екатерина II, как истинный просвещённый монарх, вела переписку с видными европейскими общественными деятелями: Вольтером, Руссо, Дидро. Она пыталась провести в России преобразования в духе просвещённого абсолютизма (созыв Уложенной комиссии, реформа образования, наделение привилегиями горожан и иные).
Благодаря её стараниям, либеральные идеи распространились в дворянской среде.
Кроме того, внуки императрицы, Константин и Александр (будущий император Александр I), были воспитаны в духе Эпохи Просвещения. Екатерина мечтала сделать из них идеальных правителей.
Смутьяном, преступником и злодеем .
В XIX в. в общественно-политической жизни Российской империи сложилось три направления: охранительное (консервативное), либеральное и революционное. Либеральное <span>направление отражало интересы передовой части русского дворянства и интеллигенции, которая стала основным участником общественного движения страны. Общественное движение России в первой четверти XIX в. прошло путь от поддержки реформаторских начинай императора Александра I и его окружения до зарождения планов и неудавшейся попытки уничтожения самодержавия в России. Заграничный поход русской армии в 1813- 1814 гг. познакомил значительную часть офицерства с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII века и обогатил их новыми впечатлениями, идеями и практическим опытом. Либеральные западнические идеи обострили чувство протеста представителей знатных родов, породив такое явление как декабризм. В середине 50-х - начале 60-х гг. важнейшим вопросом политической жизни страны был крестьянский, связанный с проблемой дальнейшего развития страны. Все основные силы общественного движения выступали за отмену крепостного права.В этот период были сделаны попытки создания программных документов, объединяющих все либеральные силы. Главными положениями этого документа были: свобода человека от крепостной зависимости: свобода совести; гласность суда; открытость действий правительства; свобода преподавания и др. Для либерального движения характерны разногласия, появившиеся в силу разных причин.
В свою очередь консерваторы пытались влиять на правительственные круги, стремясь не допустить основных перемен. Главной целью консерваторов было стремление оградить власть от влияния чиновников-либералов и сохранить интересы дворянства.Во второй половине 60-х - 70-х гг. усиливается движение народников, главной целью которых стала подготовка крестьянской революции в стране. Они неоднократно меняли методы борьбы, что было связано с приобретением ими практического опыта. С середины 70-х гг. представители народничества идут в народ, чтобы в его сознание вносить идеи справедливого общественного строя. Однако пропагандистская тактика и террор революционеров не вызвало активных действий со стороны крестьянства в подготовке социальной революции.
В конце 70-х гг. начался новый подъём либерального движения, вызванный русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Лидеры движения призывали правительство к углублению реформаторских преобразований в России. Земцы-либералы подавали адреса в правительственные органы с требованием введения "гражданских свобод" и др. Земские деятели сделали попытку договориться с революционерами о совместных действиях, но переговоры не увенчались успехом.
В 80-х - начале 90-х гг. произошла новая расстановка общественно-политических сил в стране. После убийства императора Александра II изменилась атмосфера в российском обществе. Народники начали искать новые теории революционной борьбы. Под влиянием марксизма часть из них пересмотрела свои взгляды на вопросы о революционности крестьянства и социалистической сущности общины.
Либеральное движение приняло новые формы. Основное внимание либералов теперь было обращено на проблемы личности. Земцы отказались от немедленного введения конституции и перестроили свою деятельность в интересах общества. Либералы ушли из политики, но не выступали против неё. Политическую арену после них заняли консерваторы и революционеры.</span>
Были достаточно большие земельные угодия, при всем при этом действовала перележная система земледелия, т.е. Один участок после сбора урожая оставляли не тронутым, чтобы земля вернула свое плодородие, а пока участок не начнут снова использовать, туда выгоняли пастись скот. Так и сформировалась пастбищная система животноводства