Действие романа охватывает значительный отрезок времени: от детства главного героя Порфирия Головлева до его гибели, и за этот период показана история трех поколений Головлевых. Композиция романа позволяет увидеть последовательный процесс постепенного вырождения целого рода, вырождения нравственного и физического. В центре романа Арина Петровна – глава семьи. Она руководит хозяйством и воспитанием детей. Она же путем жесточайшей эксплуатации крестьян округлила именья до значительных размеров. Весь смысл жизни ее заключался в стяжании, накоплении богатства, в борьбе за это богатство. В семье Головлевых царит взаимная ненависть, подозрение, бездушная жестокость, лицемерие. Приобретательская деятельность Арины Петровны, основанная на выжимании последних соков из мужика, для утверждения личной власти, под предлогом увеличения богатства для семьи. Ведь даже собственные дети для нее «лишние рты» . Спокойно и безжалостно она наблюдает как разоряются и умирают ее дети в нищете. Стараясь вроде бы для детей она видит в них врагов, которым когда-то вынуждена будет отдать все, что накоплено с таким трудом. А когда дети вырастают, она «выбрасывает» им «куски» : Степану – доходный дом в столице, Павлу – деревеньку, с которой едва можно прокормиться. Иудушка лестью и обманом не только забирает все, что было накоплено и созданно матерью, но сам же ее выставляет за дверь и становится полновластным хозяином всего. Богатеть Арине Петровне удавалось только до тех пор, пока было, кого обирать. Не стало крепостных, и она растерялась и вынуждена была передать управление имением Порфирию. Вот при нем и началось разорение – не стало рабов. Порфирий наиболее яркий представитель второго поколения. Старший сын Степан, умный по-своему, видимо, талантливый, но безвольный, не способный ни к какой деятельности, быстро промотал маменькин «кусок» , скоро спивается и умирает. Средний сын Павел недолго пробыл на военной службе, карьеры не сделал и запил горькую в своей деревеньке. Порфирий, еще с детства научившийся вовремя схитрить, польстить сделал карьеру на гражданской службе, но никакие навыки, полученные на службе, ему не смогли помочь в управлении имением. Страсть к обогащению, унаследованная от предков, заставляет его ограбить брата и собственную мать. Автор большое внимание уделяет нравственной стороне поступков героев. Стремление к обогащению – смысл жизни и Арины Петровны и Иудушки. И у матери и у сына перед этой страстью отступают даже родительские и сыновьи чувства. Но если у Арины Петровны существуют хоть какие-то нравственные ограничения, то у Иудушки их нет вообще. Его средства выживания – хитрость, умение опереться на закон, обряды. Не зря зовут его «кровопивушкой» , «язвой смердящей» . <span> Иудушка Головлев действует только «по закону» , «по закону» он доводит до самоубийства своих детей, разоряет родственников. Как мать, так и сын беспощадны к своим детям. Настойчиво и методически, проводя ограбление родных, Иудушка доводит до гибели всю семью, и заканчивает жизнь в жутком одиночестве. Умирая на могиле матери, он восклицает то же, что и Арина Петровна: «И для кого я припасала! Ночей не досыпала, куска не доедала… для кого?» . Но Салтыков-Щедрин убежден, что совесть присуща всем – и поэтому она должна была пробудится и в Иудушке. И она в нем пробудилась, но слишком поздно! Больно смотреть на него, умирающего на могиле матери, беспомощного несчастного.</span>
Можно попробовать окружить их заботой, поговорить с ними,попробовать хоть чуть чуть заменить её.Ребенку надо отвлечься придумать себе хобби. Больше общаться со сверстниками.
Десятилетний мальчик Николенька Иртенев живет в дворянской семье. Отец принял решение забрать их с братом в Москву. Папа хотел дать своим детям лучшее образование. Перед отъездом семья вышла на охоту, того попросили дети. Разлука с матерью сильно терзает сердце Николеньки. В Москве они живут с отцом в доме бабушки. Написав стихи ей на именины Николенька заслуживает уважение. Вскоре, на балу случилось знакомство с Сонечкой Валахиной. Наш герой влюбился в нее, испытав до того не известное чувство. Заканчивается произведение страшным событием - смертью матери. Вскоре грусть увеличилась с кончиной близкой семье Натальи Савишной. Эти события заканчивают детство рассказчика, готовя ко взрослой жизни.
Добродушный и непосредственный мальчуган-луковка Чиполлино, обитает в Лимонном царстве, живя в нищете со своими родителями «в деревянной лачуге». Однажды отец Чиполлино наступает на ногу грубому и жестокому принцу Лимону. За этот поступок, совершенный без какого-либо злого умысла, его отца подвергают тюремному заточению на многие годы, количество которых превышает жизнь бедного отца Чиполлино.
Отправившись в путешествие по стране, юный Чиполлино мужественно сражается с несправедливыми угнетателями народа. На его пути встречаются ужасная нищета и полное бесправие. Кум Тыковка желая обзавестись собственным домиком, решает меньше кушать и побольше работать. Построить собственный дом ему удается лишь к старости. Дом получился маленьким, жить в нем можно было только сидя. Кум Черника тоже бедствует, владея имуществом, состоящем из одной половинки ножниц, старой бритвы, иголки с ниткой и маленькой корочки сыра.
Для обеспечения продовольствием барона Апельсина, крестьяне ежедневно направляли обозы с различными продуктами в замок графини Вишенки. Оставаясь без продуктов, крестьяне должны были платить за воздух, принадлежавший этой графине. Эта ненасытная натура потребовала, чтобы суд утвердил взимание платы за осадки, посылаемые небом.
Смелый Чиполлино со своими друзьями встают на борьбу с несправедливостью, а именно, с ненавистным и злым кавалером Помидором, ненасытным бароном Апельсином, жадным принцем Лимоном и другими, приведшими народ к нищете. Славные герои побеждают. Теперь на башне замка развивается знамя Свободы, которое повесил туда Чиполлино. Прежние хозяева покидают свои владения. Замок превращается во дворец для детей, с комнатой для рисования, кукольным театром, кинозалом, залами для различных игр, и конечно, школой.
В конце сказки Джанни Родари выразил свою мысль о том, что на белом свете остается еще много замков владельцев, похожих на злобного и жадного принца Лимона и сеньора Помидора. Но придет время, и они обязательно будут вынуждены покинуть их. Отдать свои сады и парки простым детишкам.
Анализ сказки В. Одоевського "Городок в табакерке". В. Одоевського можно считать первым писателем, который соединил сказочный вымысел и просветительский пафос. Свидетельством этого является сказка "Городок в табакерке". Современная писателю критика сравнивала ее со сказками немецких писателей-романтиков, но в отличие от них, русский писатель и его герой Миша не претендуют на глубокое постижение природы, ее явлений, как это происходит в сказках Гофмана, где прием одушевления вещей связано со страхом перед нивелированием человеческой личности или ощущением грозной власти вещей и быта в окружающем мире ("Золотой горшок", "Щелкунчик"). В научной сказке В. Одоевського отразились дидактические идеи, среди которых главной писатель считал обучение ребенка мыслить, анализировать полученные знания, видеть внутренние связи между ними, вооружить навыками самостоятельной работы. Поэтому в его произведении, помимо основного сюжета, нет других сюжетных линий, которые иногда вводятся для интереса, а самое интересное находится в познавательном материале. Сюжет сказки, который развивается довольно плавно, стилистически равно изложения материала позволяет утверждать, что сказка В. Одоевського является классическим образцом научно-художественной литературы для детей.