Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ "чистых" лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики негативную реакцию. <span>Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный "спор с веком". </span> <span>Мне думается, что отказ от социальных проблем у Ф. И. Тютчева и А. А. Фета был продиктован вовсе не их душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этих выдающихся лириков свидетельствует об их гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Просто такова была природа их поэтического дарования. Она манила их к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости. Поэтому основными темами лирики Фета и Тютчева стали любовь, природа, философское осмысление жизни. При яркой индивидуальности этих поэтов их, безусловно, объединяет общность эстетических воззрений и творческих поисков. </span> <span>Лирика природы стала величайшим художественным достижением Фета и Тютчева. Их пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах замечательных поэтов. Весенние ручьи "бегут и будят сонный брег", "дремлют розы, не зная снегов", "робко месяц смотрит в очи" и "как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака". </span> <span>Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения: </span> Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном... Час тоски невыразимой!.. <span>Все во мне, и я во всем!.. </span> <span>Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно влечет за собой гибель, "растворение в изначальном хаосе". Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. </span> <span>Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости: </span> Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песней соловьиной <span>Разносятся тревога и любовь. </span> <span>Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви. </span> <span>Любовь — это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Такова трактовка этой вечной темы в лирике двух выдающихся поэтов. Любовная лирика Фета и Тютчева наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из настоящей, реальной боли, невыносимого страдания, острого чувства потери, сознания вины и раскаяния. </span> <span>В знаменитом "Денисьевском цикле" Ф. И. Тютчева есть удивительные по глубине и силе стихи: </span> О, этот Юг, о, эта Ницца!.. О, как их блеск меня тревожит! Жизнь, как подстреленная птица, <span>Подняться хочет — и не может... </span> Нет ни полета, ни размаху — Висят поломанные крылья, И вся она, прижавшись к праху, <span>Дрожит от боли и бессилья... </span> <span>Неожиданный и яркий образ птицы с поломанными крыльями с жестокой точностью передает чувства человека, потрясенного горем, не способного преодолеть тяжелейший душевный кризис, найти в себе силы жить. </span> <span>Стихи А. А. Фета, посвященные Марии Лазич, тоже пронизаны болью и тяжким чувством вины. В "Старых письмах" поэт вновь и вновь переживает былую драму: </span> Я вами осужден, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, <span>Как в тот ужасный час, когда прощались мы... </span> <span>Самобичевание, муки больной совести достигают наивысшего предела, когда поэт, обращаясь к возлюбленной, как к живой, завидует ее небытию. </span> <span>Прошли годы и десятилетия. Осталась в прошлом трагическая история любви двух великих поэтов. Но их возлюбленные обрели вечную жизнь в изумительных стихах. </span> <span>Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Она волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.</span>
Чиновники Бобчинский и Добчинский определили в Хлестакове ревизора, потому что их<span> поразила наблюдательность Хлестакова (в тарелки заглядывал!) , а также то, что он две недели живет в гостинице и денег не платил. По их соображению, так могло вести себя только важное лицо, в том числе и ревизор. </span>
Поговорка-это народное короткое изречение,словосочетание,меткое выражение.В поговорках нет вывода,заключения,мысли,выражающей истину,как у пословиц.
Примеры использования поговорок в рассказе: -"останется хвост да грива"-почти ничего не осталось; -"увести на кривую дорожку"-повлияли плохо на внука; -"нечистая сила не берёт"-все нипочём; -"волей-неволей"-идти домой,против желания; -"поддать жару"-поплыли быстрей на лодке,гребли активней; -"каждый встречный поперечный" -всех,кого встретила бабушка; -"провалиться сквозь землю"-стыдно так,что хочется исчезнуть; -"змеи кишмя кишат"-очень много змей; -"есть,что бог пошлёт"-есть всё,радоваться любой еде.
Алешин повторяющийся, почти отчаянный призыв не забывать Илюшу, не забывать похороны, не забывать братских чувств, не забывать чистоты этого мгновения (трагические результаты забвения достаточно очевидны в истории Илюши, как и в жизни заброшенных мальчиков Карамазовых); призыв Алеши помнить Илюшу и теперешнее мгновение, любить друг друга, идти рука в руку, любить жизнь — все это превращается, почти незаметно и невольно, в предвосхищение бессмертия:— Карамазов! — крикнул Коля, — неужели и взаправду религия говорит, что мы все встанем из мертвых, и оживем, и увидим опять друг друга, и всех, и Илюшечку?
— Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу всё, что было, — полусмеясь, полу в восторге ответил Алеша.