Ответ:
он написал : трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил» и многие другие
Роман Л.H. Толстого «Война и мир» — вершинное произведение русской классической литературы. Интересно, что до реформы русской орфографии слово «мир» в названии романа писалось так, что обозначало «общество», а не «перемирие» как альтернативу войне. В произведении изображены масштабные исторические события: целых две войны (союзническая война 1805 года, когда русские войска помогали Австрии в борьбе с Наполеоном, и Отечественная война 1812 года). Военные сцены романа перемежаются с описанием жизни светского общества того времени (салонных бесед, дружеских разговоров, любовных романов и семейных праздников). Важную роль в произведении играют массовые сцены. Они помогают автору развернуть широкую панораму исторических событий. Роман открывается описанием вечера в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны. Примечательно, что переводы с французского перемежаются в романс с основным повествованием, которое ведется на русском языке. Парадоксально, но русское дворянство не только говорило, но и думало на французском языке. Основной принцип поведения в этом светском обществе — манерность. Князь Василий говорит «по привычке, как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили». На лице Анны Павловны постоянно держится сдержанная улыбка. Она берется провозглашать Россию спасительницей Европы, не понимая, на какие жертвы и лишения обрекают страну эти военные действия. С милыми улыбками легко красивыми жестами отправлять людей на смерть. Главное — подчеркнуть самоотверженность и высоту души императора Александра. Светская беседа становится для дворян самоцельной, ее содержание должно быть интеллектуально наполненным, сопровождаться грациозными жестами и принятыми в обществе манерами. О том, как трагично гибнут и жестоко страдают на полях сражений русские солдаты, речь просто не ведется. Описание вечеринки в салоне Анны Павловны Шерер не только рисует панорамную картину русского дворянства общества, но и знакомит читателя с двумя центральными персонажами произведения — Пьером Безуховым и Андреем Болконским. Акцентируя внимание читателей на этих героях, Л.Н. Толстой дает нам их развернутые портреты. Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой. В очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Л.Н. Толстой — признанный мастер психологического портрета. Неловкость, неуклюжесть Пьера подчеркивает неординарность его натуры. Но не только эта деталь отличает его от светского общества. Главное — это «робкий, наблюдательный и естественный взгляд», с которым он смотрит на все окружающее. Л.Н. Толстой с тонкой иронией подчеркивает отношение светского общества к появлению Пьера как к чему-то чуждому, непривычному и опасному: «Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее». Натянутым светским улыбкам Л.Н. Толстой противопоставляет открытую, доверчивую улыбку Пьера: «Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».
С большим интересом я прочитала драму А.Н. Островского «Гроза». После ее прочтения я хочу поделиться своими впечатлениями и размышлениями на вышеуказанную тему.
В своем произведении Островский описывает вымышленный город Калинов на берегу Волги. Добролюбов в своих критических статьях называет этот город «темным цар-ством», а Катерину «лучом света в нем». На мой взгляд, этот город действительно можно назвать «темным царством» из-за глубокой его изолированности от внешнего мира в мо-ральном плане. Катерина же противопоставляется почти всем персонажам пьесы и всему городу Калинову. Это противопоставление возникает из-за несовместимости характера Каретины и нравов города Калинова, что и приводит к трагическому концу.
Сначала я расскажу об образе Катерины, основываясь на критике Добролюбова. Образ Катерины природный, основанный на природном начале, так как, по словам Добро-любова, «Катерина не убила в себе человеческую природу…» Характер Катерины может показаться идеальным по сравнению со всеми другими персонажами драмы: «Русский сильный характер… поражает нас своей противоположностью всяким самодурным нача-лам… Характер… созидающий, любящий, идеальный… Всякий внешний диссонанс она старается сгладить… всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил… Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих, но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей». Катерина стремится к свободе, ду-ховному раскрепощению, «новой жизни».
Однако в образе Катерины есть и некоторая противоречивость: «В сухой однооб-разной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды, она по-стоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью… Все идеи, внушенные ей с детства, все принципы окру-жающей среды восстают против ее естественных стремлений и поступков. Все против Ка-терины, даже ее собственные понятия о добре и зле».
В драме рассказывается о взаимоотношениях Катерины и Бориса. Катерина полю-била Бориса «на безлюдье» по нескольким причинам: она нуждалась в любви, ее чувства как жены и просто женщины были оскорблены, ее мучила смертельная тоска, однообраз-ная жизнь, наконец, она желала «воли», «простора». Катерина борется сама с собой, но в конечном итоге оправдывает себя.
Теперь о средствах создания образа Катерины. Все эти средства можно разделить на три группы: традиции устного народного творчества, церковно-житийные образы в на-родном понимании и речевая характеристика. Среди традиций устного народного творче-ства можно выделить мотивы народных песен («Отчего люди не летают так, как птицы?»), обращение к «другу милому», без которого не мил белый свет («Друг мой, радость моя»), обращение к «буйным ветрам» («Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску»), образ «могилушки» («Да что домой, что в могилу…», «В могиле лучше… под деревцем могилушка… как хорошо!»). Из церковно-житийных образов в народном понимании вы-деляются посещение церкви («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…»), рассказы странниц («У нас полон дом был странниц и богомолок…»), сны Катерины («Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невиди-мые голоса…»). Также в драме как речевая характеристика используются просторечные выражения («Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери…», «Кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует…»).
Я полагаю, что «Гроза» является одной из лучших работ А.Н. Островского и явля-ется актуальной даже сегодня.