Аннотация: В статье исследованы повести А. С. Пушкина с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств. Выявлено, что в повестях «Дубровский», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Пиковая дама» наиболее встречающимся средством выразительности являются эпитеты. Среди них по количеству употребления первое место занимают простые эпитеты, на втором месте находятся составные эпитеты, сложные эпитеты занимают третье место, слитные эпитеты в данных повестях А. С. Пушкин не использует. Также обосновано употребление данного средства выразительности в произведениях.
Ключевые слова: изобразительно-выразительные средства; повести Пушкина; простые эпитеты; сложные эпитеты; составные эпитеты; слитные эпитеты.Изобразительно-выразительные средства являются неотъемлемой составляющей любого художественного произведения. Это объясняется тем, что именно языковые средства выразительности делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют её, привлекая к ней внимание, тем самым помогают воспринимать художественный текст.
Не стали исключением и повести А. С. Пушкина, объединённые в цикл именем их автора — Ивана Петровича Белкина, написанные в сентябре — октябре 1830 года в Болдине. Повести вышли в свет в конце октября 1831 года в издании Смирдина («Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.»).
Материалом исследования послужили такие повести, как «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Дубровский», «Барышня-крестьянка». В данных повестях А. С. Пушкин использовал самые разнообразные языковые средства выразительности в количестве 728 единиц.
Каждая повесть имеет свой перечень языковых средств. Так, в повести «Барышня-крестьянка» автором используются эпитет (114), сравнение (14), метафора (4), анафора (3), многосоюзие (2), также используются гипербола и метонимия по 1 разу.
В повести «Капитанская дочка» нами выявлено использование следующих средств выразительности: эпитет (140), умолчание (51), сравнение (23), метафора (13), гипербола (8), ирония (6), анафора (2), параллелизм, градация и перифраза используются по 1 разу.
В повести «Пиковая дама» А. С. Пушкин использует эпитет (133), сравнение (15), метафору (10), умолчание (9); метонимию и гиперболу — по 4 раза; антитезу и анафору — по 2 раза.
В повести «Дубровский» автор использует такие средства выразительности, как эпитет (99), сравнение (18), многосоюзие (17), гипербола (9); умолчание, ирония, метафора, анафора — по 4 раза; антитеза, перифраза, эпифора, параллелизм, олицетворение — по 1 разу.
Как видим, в повестях А. С. Пушкина встречаются разнообразные средства выразительности. И в каждой повести эти языковые средства в целом одинаковые, поэтому можно сказать, что эти повести объединяет не только знание автором человеческого сердца, но и умелое использование языковых средств. Наверное, это явилось причиной, по которой Лев Толстой в апреле 1873 года писал П. Д. Голохвастову: «Давно ли Вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все повести Белкина. Их надо изучать и изучать каждому писателю...»
Персонажи.
<u>Полковник</u> <u>Наказываемый</u>
Высокий военный в шинели и фуражке Оголённый по пояс человек, привя-
занный к ружьям двух солдат. Спина
его-- что-то пёстрое, мокрое, красное,
неестественное.
Шел твёрдой, подражающей Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по
походкой. талому снегу...подвигался ко мне, то опрокидываясь назад-- и тогда унтер- офицеры, велшие его за ружья, толкали
его вперёд, то падал наперёд-- и тогда
унтер-офицеры...тянули его назад.
Румяное лицо и белые усы Сморщенное от страдания лицо.
с бакенбардами.
Твёрдым шагом двигалась высокая, Спотыкающийся, корчащийся человек.
статная фигура.
<u>МУЗЫКА</u>
Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами,
музыканты — знаменитые в то время
крепостные помещика-любителя
В душе у меня все время пело и изредка
слышался мотив мазурки.
Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая, музыка.
Котенька,енот,зебра, енотовидная собака,лемур, красная панда,плюшевая корова(если что можешь загуглить с: )
<span><span>Не в каждой воде есть жемчуг (азерб.).Хочешь найти жемчуг - ныряй в море (англ., бенг., малай.).Жемчуг идет в руки только людям с чистой совестью (помор.).Крупный жемчуг попадается только на глубоких местах (англ.).Нет жемчужин без раковин (тадж., узб.).Сто жемчужин достанешь со дна, а с жемчужиной только одна (рус.).Белые жемчужины часто находят в черных раковинах (англ., ассам.).Жемчуг найдешь скорее в ракушке, что всех старее (вьет.).Жемчуг находят в иле (лат.).Жемчуг находят лишь в больных устрицах (англ.).Жемчужины лежат на дне моря, грязь плавает на поверхности (рум., тадж.).Простые устрицы лежат в одних местах, жемчужницы - в других (англ.).На одной отмели просто устрицы, на другой - жемчужницы (телугу).Не ищи жемчуг в навозе (туркм.).Жемчуг никакой мрак скрыть не скроет (яп.).Жемчужина даже завернутая в лохмотья остается жемчужиной (бенг.).Жемчужина и в воде не потеряется (курд.).И на жемчуге бывают царапины (тамил., рус., яп.).И жемчужное зерно порою бывает скверно (рус.).Кто носит жемчуг, редко знает, сколько ловцов от акул погибает (амхар.).Где нет ценителей, нет спроса и на жемчуг (др.-инд.).</span><span> </span></span>