Говорить об актуальности А.С.Пушкина можно не только применительно к конкретным его произведениям, но и к творчеству поэта в целом, рассматривая его в развитие
<span>
</span>
1942 год – трудное время для России, когда победа над врагом зависела от каждого человека.«Вересковый мёд» Р. Стивенсона призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну – это подвиг.
– Мы говорим о подвиге. (Слово «подвиг» прикрепляется к доске.)
Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героическ
1. А Васька слушает да ест.
2. А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
3. А где пастух дурак, там и собаки дуры.
4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.
5. А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом.
6. А ларчик просто открывался.
7. А он – дивит
Свой только муравейник.
8. А он украдкою кивает на Петра.
9. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник.
10. Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
11. Ведь я не здешнего прихода.
12. Великий зверь на малые дела.
13. Ворона каркнула во все воронье горло.
14. Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
15. Да только воз и ныне там.
16. Если голова пуста,
То голове ума не придадут места.
17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова.
18. За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
19. Избави Бог и нас от этаких судей!
20. И из гостей домой
Пришла свинья-свиньей.
21. И сделалась моя Матрена
Ни пава, ни ворона.
22. И Щуку бросили – в реку!
23. Как белка в колесе.
24. Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
25. Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят.
26. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет.
28. Коль выгонят в окно, так я влечу в другое.
29. Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
30. Кто посмирней, так тот и виноват.
31. Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
32. Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
33. Мартышка к старости слаба глазами стала.
34. Молчи! все знаю я сама;
Да эта крыса мне кума.
35. Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем.
36. Навозну кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно.
37. Наделала Синица славы,
А моря не зажгла.
38. Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его.
39. Не плюй в колодезь – пригодится
Воды напиться.
40. Но умысел другой тут был.
41. Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись.
42. Одни поддельные цветы
Дождя боятся.
43. Они немножечко дерут:
Зато уж в рот хмельного не берут.
44. Он порча, он чума, он язва здешних мест!
45. Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться!
46. Осел мой глупостью в пословицу вошел,
И на Осле уж возят воду.
47. Отколе, умная, бредешь ты, голова?
48. От радости в зобу дыханье сперло.
49. Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.
50. По мне уж лучше пей,
Да дело разумей.
51. Полают да отстанут.
52. Попался, как ворона в суп!
53. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела.
54. Прощай, хозяйские горшки!
55. Рыльце у тебя в пуху.
56. С разбором выбирай друзей.
57. Сильнее кошки зверя нет!
58. Слона-то я и не приметил.
59. Скупой теряет все, желая все достать.
60. Спой, светик, не стыдись!
61. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
62. Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!
63. Ты сер, а я, приятель, сед.
64. У сильного всегда бессильный виноват.
65. Услужливый дурак опаснее врага.
66. Хоть видит око,
Да зуб неймет.
67. Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя все то же.
68. Худые песни Соловью
В когтях у Кошки.
69. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
70. Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
71. Что от ворон она отстала,
А к павам не пристала.
72. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют.
73. Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
<span>В сцене бала всё блестит, сверкает, переливается ("сияющее лицо", "с серебряными эполетами", "в бриллиантовой фероньерке", "в его блестящих глазах и губах"), преобладают белый и розовый ("в белом платье с розовым поясом", "белых, атласных ножек", "белый дешевенький веер"). А в сцене экзекуции цветовая гамма резко меняется: всё вокруг становится тёмным, непонятным, пугающим ("страшное", "что-то большое, чёрное", "чёрных людей", "пестрое, мокрое, красное, неестественное"). Рассказчик сомневается в том, что видит вокруг себя, он употребляет слова "очевидно", "верно", "что-то", "какая-то". Если на балу Иван Васильевич танцует под весёлую кадриль, "в душе у него всё время пело, и изредка слышался мотив мазурки", то утром "была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка", он постоянно слышит "всё ту же неприятную, визгливую мелодию". Эти изменения только подчёркивают происходящее в душе героя. На балу он говорит: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро", "я обнимал в это время весь мир своей любовью". Он настолько счастлив, что не может уснуть, он хочет поделиться этим счастьем с миром, открыться ему. Но мир оказывается противоречивым и жестоким "людоедским строем". У героя "на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища".</span>