Фирс не видел никакой другой жизни вне имения,он отдал всю свою жизнь на воспитани Гаева т.е. он предпочёл жизни свободного человека-жизнь раба
Действующих лиц в «Тамани» можно разделить на две группы. Ундина, Янко, слепой мальчик — представители загадочного и притягательного для Печорина мира беззаконно вольной жизни, полной отваги и борьбы. Денщик, урядник, десятник связаны с главным героем социально, но мир «честных контрабандистов» гораздо ближе Печорину, чем общество людей, воплощающих старый, несвободный мир. Сам же Печорин не находит себе пристанища ни в одном из двух взаимоисключающих миров, находясь как бы между ними.
В повести «Тамань» немаловажен образ девушки-ундины. В ее характере видны романтические черты: гордость, таинственность, внешний облик.
портрет «ундины» психологичен — в нем ощутима связь с характером героини. Так, несмотря на магическую, таинственную красоту, в ее косвенных взглядах — «что-то дикое и подозрительное» , в ее улыбке — «что-то неопределенное» . В этой неопределенной улыбке читается хитрость и коварство, в диком, подозрительном взгляде — решимость и настороженность.
Наконец, сам Печорин выступает в повести как романтический герой, рассматривающий жизнь «под особым углом зрения» , видящий необыкновенное, романтическое даже там, где его быть не может. Именно поэтому ундине удается обмануть Печорина, поэтому жизнь его подвергается опасности.
<span>Замечателен в повести и образ слепого мальчика. Слепой мальчик, с которым судьба сталкивает Печорина, — символ нравственной слепоты героя. Вспомним рассуждение Печорина о слепых, глухих, безногих, горбатых. «Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство» , — размышляет он. Точно так же многих чувств лишен и сам герой. На протяжении всего повествования Печорин лишь анализирует свои поступки, но ни разу не сожалеет о происшедшем, ни разу не раскаивается в содеянном. Никогда он не испытывает чувства стыда, жалости. Характерно, что в финале повести слепой мальчик обокрал Печорина. Именно так герой обкрадывает себя самого, когда, минуя живое течение жизни, он пытается вознестись над людьми и обстоятельствами.</span>
Главный герой сказа Лескова – мастеровой Левша. В его образе автор показал простого человека, который объединяет в себе черты всего русского народа. Левша родился в Туле, был очень трудолюбивым и усидчивым. Внешне герой был ничем не примечательным, простым человеком: худым, косым, с выдранными при ученье волосьями и родимым пятном на щеке. Одежда на нем была старая, местами изорванная. Используя роль Левши, Лесков хотел подчеркнуть, что российское правительство не могло оценить по достоинству таких людей.
КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ — герой исторического романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» (1840-1861). Образ К.С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь Никита Романович — отважный заступник за правду, герой, часто встречающийся в русском былинном и песенном эпосе. Наиболее известная русская народная песня, прославляющая честность и героизм Никиты Романовича (о том, как Никита Романович спасает от Малюты старшего сына Ивана Грозного и дает Малюте пощечину), включена Толстым в роман (гл. 14). Сходство с Никитой Романовичем подчеркивается еще и тем, что К.С. имеет то же имя и отчество. Сохранив внешние признаки эпического героя, К.С. утратил в романе его активность — препятствием в ряде случаев оказывается для него покорность царской воле. В творчестве А.К.Толстого есть большое количество сродных К.С. персонажей: кн. Михайло Репнин (баллада «Михаиле Репнин»), боярин Дружина Морозов («Князь Серебряный»), боярин Захарьин-Юрьев (трагедия «Смерть Иоанна Грозного»), кн. Иван Петрович Шуйский (трагедия «Царь Федор Иоаннович»). Все они — видные представители боярской аристократии, честные и неподкупные, основные атрибуты его славы: бриг, меч, что «у бедра колышется», и плащ, что «свисает с плеч», — сопровождающие его на протяжении всей поэмы, сюжетную канву которой составляют налет корсаров на дворец Сеид-паши, пленение К. и бегство остатков его войска, освобождение К. Лольнар — наложницей Сеид-паши, его возвращение в свой лагерь, не дождавшейся возлюбленного Медоры и исчезновение корсара. Как и в других лирических героях Байрона, в К. ярко выражено бунтарское начало и пессимизм его натуры. Окаменевшая душа К. — результат его негативного социального опыта: «Он для добра был сотворен, I'm но зло // К себе, его коверкая, влекло».