<span>Жидовствующие - это собирательное название нескольких еретических течений, проповедовавших (под влиянием жидов, т.е. иудеев) строгое единобожие (могло сводиться к отрицанию Троицы) и "дорогой церкви".</span>
<span>Стригольники - приблизительно то же учение, только другой индивидуальный состав.</span>
<span>Жидовствующие, по словам их противников, отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, мощам и кресту. Строгие монотеисты, они не признавали божества Иисуса Христа, полагая его сыном человеческим, и пророком, подобным Моисею. По некоторым свидетельствам, не верили они и в загробную жизнь. Кроме того, жидовствующие не принимали исчисленную дату конца света, которого многие тогда ожидали в 7000 году «от сотворения мира» (1492 от «Рождества Христова»). В счислении лет от сотворения мира они опирались на еврейский календарь, а не на принятый на Руси счёт, воспринятый от византийских хронографов.</span>
Боспорское царство, Боспор -- античное рабовладельческое
государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском
проливе). Столица -- Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в
результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском
полуостровах. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды
(Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья
Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства,
затем вассал Рима. Уничтожено гуннами.
Революция в Англии
XVII-й в. в истории Англии ознаменован великой борьбой между королевской прерогативой и народной свободой. Эта борьба, происходившая в парламенте и на полях битвы, осложненная религиозными и социальными вопросами, выразилась в двух переворотах. Первая Р. привела к казни короля Карла I (1649). вторая закончила борьбу между королевской властью и парламентом, возведя на престол английский Вильгельма Оранского (1689). Причины первой Р. — стремление Стюартов установить в Англии королевский абсолютизм в то время, когда парламент постепенно становился огромной силой. Абсолютические теории Стюартов и союз королевской власти с "высокой церковью" озлобляли парламент, к которому примкнули пуритане. К политическим партиям присоединились партии религиозные, вследствие чего Р. стала столкновением между англиканской церковью и пуританизмом. Это была борьба культурная, религиозная, социальная и политическая. Характер английской Р. — консервативный в том смысле, что англичане стремились не к коренному перевороту государственных и общественных форм, а лишь отстаивали свои старинные права, на которые посягала королевская власть. Иаков I и Карл I не были проникнуты национальными традициями Англии. Ослабив значение тайнато совета, они усилили звездную палату (см.) и верховную комиссию, что вызвало сильную оппозицию. Независимости судей короли противопоставили систему временных поручений. "Дело королевской власти, — говорил Иаков I, — удерживать каждый суд в его настоящих пределах"; подданный не должен рассуждать о прерогативах короны. Стюарты посягнули на старинное право парламента вотировать субсидии, самовольно установляли налоги, в парламенте видели лишнее колесо правительственной машины, пуританизм преследовали. После неудачного 11-летнего правления без парламента, воскресившего в Англии правительственный терроризм, Карл I вынужден был созвать долгий парламент (1640), который открыл борьбу против короля необыкновенно единодушно и смело; Страффорд, главный исполнитель королевской воли, был казнен.
Под словом «местничество» следует называть тот порядок служебных отношений, какой сложился между родословными фамилиями в Московском государстве XV и XVI веков.
Чтобы понять такое сложное и запутанное явление, как старинное московское местничество, надобно отрешиться от некоторых современных понятий о государственной службе или, лучше сказать, сопоставить тогдашние и нынешние условия назначения на правительственные должности. Теперь при назначении лиц на службу по одному ведомству их ставят в отношение равенства или подчинения одного другому по их сравнительной служебной годности, а эта годность определяется способностями, степенью школьной и служебной подготовки, заслугами, т. е. продолжительностью и успешностью прежней службы, и вообще личными качествами; по крайней мере другие соображения признаются побочными и негласными. Во всяком случае служебное отношение между назначаемыми лицами устанавливается при самом их назначении на должности, и устанавливается на основании сравнительной оценки нужных для службы личных качеств, производимой начальством. В Москве XVI в. при замещении высших должностей служилыми людьми соображались не с личными качествами назначаемых, а с относительным служебным значением фамилий, к которым они принадлежали, и с генеалогическим положением каждого из них в своей фамилии. Князья Одоевские на службе по одному ведомству вообще ставились выше Бутурлиных: таково было взаимное иерархическое отношение обеих этих фамилий. Но старшие Бутурлины могли приближаться к младшим князьям Одоевскими даже равняться с ними, и сообразно с тем менялось их служебное соотношение. Значит, каждая родословная фамилия и каждое отдельное лицо такой фамилия занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдельных лиц, с которым должны были сообразоваться их должностные назначения и которое, следовательно, не зависело от этих назначений. Иерархическое отношение между сослуживцами не устанавливалось при их назначении на должности по усмотрению назначавшей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением назначаемых. Это фамильное значение лица по отношению к другим лицам как своей собственной, так и чужих фамилий называлось его отечеством. Это значение приобреталось предками и становилось наследственным достоянием всех членов фамилии".