«Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас... удивительно богат и широк мир, познанный Вами», — писал М. Горький о М. М. Пришвине. В окружающем мире писатель видел особую красоту и развивал в своем творчестве идею взаимосвязи человека и природы. Этой же теме посвящена сказка-быль «Кладовая солнца».
<span>С самого начала произведения мы попадаем в чудесный мир, где все живое взаимосвязано и где природа принимает самое непосредственное участие в судьбе героев. Сначала мы узнаем, что в селе осиротели двое детей. Но дети эти были «умненькие» и, главное, дружные, поэтому они быстро освоили премудрости сельской жизни. Они ухаживали за домашними животными, работали в огороде, а в ответ получали молоко и щедрый урожай. </span>
<span>Однажды от людей они узнали, что клюква, которая перезимовала под снегом, становится очень вкусной, и, как только сошел снег, отправились на Блудово болото. Собираясь, дети вспомнили, </span>
<span>что слышали от отца о не известной никому палестинке, где растет самая-самая сладкая клюква. </span>
<span>По пути дети должны были пройти само Блудово болото, о котором в народе ходила легенда о том, как лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня, и с тех пор ель и сосна растут вместе. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут, словно живые существа. Настя и Митраша присели отдохнуть у Лежачего камня, недалеко от этих деревьев. «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи», что даже тетерев не обратил на них никакого внимания. Вокруг царила необыкновенная красота, и раздавалось только слабое пение птиц, «посвященное восходу великого солнца». А когда они собрались идти дальше, внезапно налетел ветер, рванул, ель нажала на сосну, сосна на ель, и деревья застонали. Как будто сама природа предостерегала детей. </span>
<span>Собравшись идти дальше, ребята вдруг заметили, что «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой». Митраша, проверив по компасу направление троп, решил идти по более слабой, Настя — по другой, плотной тропе. Ребята стали спорить. И тут снова природа попыталась предостеречь ребят: «серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами». Злой ветер очень резко рванул, а сосна и ель, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали, как бы вторя спору брата и сестры. В то утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок. И действительно, дети оказались Оторваны друг от друга. Настя, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате. А он, позабыв, наверное, мудрую пословицу: «Не знавши броду, не лезь в воду», «оставил выбитую тропу человеческую и полез прямо в Слепую елань» (то же самое, что зимой в ПРУДУ прорубь). Хотя и благоразумная сестра предупреждала его, и трава белоус показывала направление обхода елани. </span>
<span>Но на помощь снова пришла природа. Спасло детей то, что собака Травка, потерявшая хозяина и живущая теперь в лесу, не могла выносить жалобного плача «сплетенных навеки деревьев». Она почуяла беду человеческую и пришла на помощь. Нашла Настю, помогла Митраше выбраться из болота. Ее гон по зайцу привел волка к кусту можжевельника, где таился юный охотник. Митраша не растерялся и застрелил волка. Но самое главное, Настя услышала близкий выстрел и закричала. Митраша, узнав ее голос, ответил, и она вмиг к нему прибежала. Травка принесла своему новому хозяину русака, и друзья стали греться у костра, готовить еду и ночлег. </span>
<span>Как и любая сказка, «Кладовая солнца» оканчивается счастливо. Кроме того, из этой книги мы узнаем много полезного и интересного. Например, о том, что представляют собой большие торфяные болота, почему на болоте надо держаться твердой тропы. Нам открываются целебные свойства клюквы, повадки зайца и лисицы, волка и тетерева. И еще раз убеждаемся, насколько велико значение леса, насколько сильна и важна связь между природой и человеком. </span>
Поэма "Мцыри" - одно из вершинных произведений русской романтической поэзии. Ее герой - человек, у которого, по определению В.Г.Белинского, "огненная душа", "могучий дух", "исполинская натура". Мцыри относится к тем мятежным героям Лермонтова, которые бросают вызов судьбе и остаются непобежденными, даже падая под ее ударами.
Мцыри - романтически обобщенный образ. О его прошлом говорится в общих чертах, облик героя не индивидуализирован, у него нет даже имени (в рукописи поэма была озаглавлена "Бэри", что по-грузински - монах). Лермонтов стремился не к созданию образа отдельного человека, а к поэтизации силы человеческого духа, стремления к свободе. В этом отношении образ Мцыри является блестящим достижением романтической поэзии.
Главное во Мцыри - его "пламенная страсть", мечта о свободе. Сила этой мечты подчеркивается тем, что условия жизни и окружающая мальчика обстановка должны были заглушить даже мысль о воле: "угрюм и одинок", он вырос в душных кельях монастыря, видя только стены и смиренно молящихся монахов. Но в его душе живет страсть к свободе, которую он "во тьме ночной вскормил слезами и тоской". Эта мечта неотделима от воспоминаний о родине. Мцыри не знает, где страна его отцов, но отрывочные воспоминания детства складываются в его мечтах "в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". Сила Мцыри не только в величии мечты, но и в его активности, в преодолении всех препятствий, так как на пути к свободе не только монастырские стены, но и физическая слабость героя, и полная неизвестность.
Воплощением мечты Мцыри становятся три дня, проведенные им на свободе. Это концентрированное выражение смысла жизни вообще, так как они до предела заполнены впечатлениями и страстями. Перед ним впервые открылось величие природы, он испытал обаяние женской красоты, познал напряжение битвы и радость победы. И хотя ему не удалось достичь цели, даже смерть героя воспринимается как победа: ни испытания, ни отчаяние не сломили его, он до последнего вздоха верен своему идеалу.
Образом Мцыри Лермонтов пробуждал активность и надежду у своих современников, утверждал величие и красоту человеческого стремления к свободе. Именно поэтому в нем воплощен "любимый идеал" (Белинский) поэта.
Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни». Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет