Очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре. Народы, занимавшиеся добычей морского зверя (чукчи, эскимосы, коряки), выменивали у оленеводов продукцию своего промысла на оленьи шкуры. Шкуры нерп для изготовления одежды применялись в меньших масштабах.<span>Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани использовались очень давно, из них шили не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывали также верх меховых шуб (якуты, ханты, манси, селькупы и др.).По покрою</span>верхняя одежда разделяется на 2 больших типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.<span>Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов и морских охотников. Имелись различные варианты покроя. Глухая меховая кухлянка чукчей (ирын) – широкая, длиной выше колен, двойная, так же, как и у коряков, ительменов, эскимосов. Ворот делали на вздержке, к нему пришивали небольшой нагрудник для защиты лица от пурги. Кухлянки коряков имели более длинные, чем у чукчей, нагрудники, широкую надставную полосу по подолу, ворот обшивался собачьим мехом. Летние кухлянки обычно изготовляли из ровдуги.Женщины надевали глухую одежду только во время дальних переездов на нартах.Распашная одежда была распространена главным образом в таежных областях. Это – эвенкийские кафтаны, распашные шубы – парки и дохи, халаты народов Дальнего Востока. Она была удобна при пеших и верховых передвижениях по тайге. Распашная одежда имела множество вариантов покроя, различаемых по запаху пол (встык, направо или налево), покрою спинки, подола, талии, рукавов, по форме вставных клиньев (треугольные, полукруглые, прямоугольные), их числу, местам расположения и т.п.Эвенки, эвены, долганы под своими узкополыми кафтанами носили длинные меховые нагрудники. Распашная одежда якутов – с отложными воротниками, особым покроем рукавов, клиньев, кантовыми складками и т.п. – оказала влияние на одежду эвенков, юкагиров, ороков и др.Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, глухую – с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п.Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом – ровдужными или суконными штанами. Для эвенков, эвенов были характерны короткие штаны из ровдуги, ткани, рыбьей кожи. Женщины у народов крайнего Северо-Востока (чукчи, эскимосы, коряки) носили под камлейкой зимой двойные комбинезоны из оленьих шкур с широкими рукавами, с воротниками из волчьего или собачьего меха (чукотский керкер).<span>Одежду обычно дополняли головные уборы в виде богато украшенных капоров и шапок из меха или различных тканей на меху и вате. Некоторые народы Крайнего Севера (чукчи, эскимосы, коряки и др.) обходились без головных уборов даже в сильные морозы.</span></span>
История страны складывается из истории каждой семьи и отдельно взятого гражданина. Не все люди могут изменить историю государства, но внести свою посильную лепту в его благополучие обязан каждый. Любая эпоха откладывает отпечаток на человечество, на его характер, поступки, мировоззрение. Максим Горький говорил: «В жизни всегда есть место подвигу». В годы Великой Отечественной войны эти слова были особенно актуальны. Я хочу рассказать о человеке, который своими поступками ковал нелегкий путь победы и оставил героический след в истории государства. Это сосед и просто друг семьи, Василий Алексеевич Тимохин.
Двадцать второго июня одна тысяча девятьсот сорок первого года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Все, от мала до велика, встали на её защиту. В их числе был шестнадцатилетний паренёк Василий Тимохин. Его отец ушел на фронт. Мать осталась с четырьмя детьми. Нервное напряжение быстро подорвало её здоровье, и в считанные дни она умерла. Младших детей забрали в дом ребёнка. Василий остался один. В родную деревню Кольцовка Брянской области ворвались немцы и стали расстреливать мирное население. Подросткам приказали таскать дрова для бани. Васе чудом удалось спрятаться в лесу, а ночью его подобрали партизаны. Это был отряд Сидора Артемьевича Ковпака. Шустрый парнишка приглянулся командиру, и его оставили на испытательный срок. Вначале Василий не участвовал в ночных вылазках. Ему доверяли чистку оружия и одежды, приготовление пищи. С каждым днем положение ухудшалось, немцы подступали все ближе и ближе. Василия начали посылать в разведку. Маленький и юркий, он смело проходил перед носом противника и приносил важные донесения.
Олимпийские игры. Игры проводились один раз в четыре года, начиная с 776 г. до н. э., в Олимпии (Южная Греция). Сюда съезжались тысячи участников и зрителей со всей Эллады. На время проведения игр прекращались войны между греческими полисами. Игры продолжались в течение пяти дней. В первый день проходили подготовительные церемонии и совершались жертвоприношения. Участники состязаний приносили в жертву кабана и давали клятву не использовать запрещенные приемы для достижения победы. Судьи клялись выносить справедливые решения.
Состязания проходили в последующие три дня. Первыми на стадион выходили элленодики (судьи), за ними следовали атлеты. Глашатай объявлял имя каждого участника, имя его отца и название города, где он имеет гражданские права. Если выяснялось, что атлет запятнал себя каким-либо проступком или незаконно присвоил звание гражданина, его с позором изгоняли со стадиона и подвергали суровому наказанию — лишали гражданских прав, если он являлся гражданином, или продавали в рабство. Затем атлеты входили в специальное помещение, где раздевались, натирались оливковым маслом, и обнаженными выходили тянуть жребий.
В Олимпийские состязания входили бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба, кулачный бой и езда на колесницах. Самый древний вид состязаний — на колесницах, запряженных четверкой лошадей, — пользовался особой популярностью у зрителей и считался самым опасным испытанием. В перерывах между состязаниями выступали поэты и музыканты.
Победители игр — олимпионики — награждались венками из листьев оливы, росшей около храма Зевса. На родине им устраивали торжественный прием, в их честь ставили статуи.