Базаров- рифлектирующий нигилист, социал-демократ, а Павел Петрович - либерал
Ярким примером переплетения сатиры и юмора в одном произведении может служить рассказ «Смерть чиновника». Интересно отметить, что в этом рассказе находит своеобразное преломление традиционная для русской литературы девятнадцатого столетия тема «маленького человека». Но если, раскрывая эту тему, предшественники Чехова Пушкин, Гоголь, Достоевский и другие стремились вызвать у читателя сочувствие к своему герою, то Чехов снижает этот образ, подчеркивая, что «малость» его персонажа определяется полным отсутствием у него чувства собственного достоинства. Некий мелкий чиновник Червяков (уже говорящая фамилия указывает на отношение к нему автора) случайно чихнул в театре на лысину генералу. Тому, конечно, радости это не доставило, но он понимал, что неумышленная оплошность может произойти с любым человеком. И не придал значения случившемуся. Однако несчастный чиновник так перепугался, что стал одолевать генерала извинениями и настолько допек его, что тот выгнал назойливого посетителя. «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Казалось бы, случилась трагедия. Погиб человек. Но у читателя никакого траурного настроения не возникает. И сам автор указывает на свое малосочувственное отношение к персонажу употреблением пренебрежительного словечка «помер» вместо «умер». Итак, в рассказе «Смерть чиновника» смешное и грустное неразрывно связаны друг с другом. В итоге возникает ситуация, которую принято называть трагикомической. Умение видеть смешное в грустном и грустное в смешном — одна из отличительных особенностей творческой манеры Антона Павловича Чехова.
<span>По своему происхождению Печорин - потомственный дворянин, богатый помещик: "
...да притом у меня есть лакеи и деньги!.."
Григорий Печорин вырос в светском обществе Петербурга: "
...я, который привык к хорошему обществу..."
Печорин не любит светское общество и пустую жизнь аристократов: "...вы дичитесь всех так, что ни на что не похоже..."
(княгиня Лиговская о Печорине) Печорину надоели светские красавицы. Он хорошо изучил женщин и теперь видит их насквозь: "...она себя обвиняет в холодности <...> Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно!.."
Григорий Печорин - офицер. Его воинское звание (чин) - прапорщик: "...Господин прапорщик!.." "...Я им объяснил, что я офицер..."
Судя по всему, Печорин сначала служит в гвардии в Петербурге, как все богатые столичные дворяне. Но за участие в дуэли его переводят на Кавказ: "...петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение..." "...Кажется, ваша история там наделала много шума...
" (судя по всему, речь идет о дуэли) Как все образованные дворяне, Печорин хорошо говорит по-французски:
"...Чтоб ее совершенно разуверить, я отвечал по‑французски..."
Судя по всему, Печорин неплохо танцует. На балах он часто приглашает дам: "...Я тотчас подошел к княжне, приглашая ее вальсировать..."
Григорий Печорин не любит читать, но некоторые книги он все-таки читает.
Например, ему нравится Вальтер Скотт: "Я стал читать, учиться - науки также надоели..." "...С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были «Шотландские пуритане»; я читал сначала с усилием, потом забылся..."
Одна из главных черт характера Печорина - это его странность. Печорин - странный, противоречивый человек.
Сразу несколько героев романа называют его именно странным: "...Вы странный человек! – сказала она потом,.." (княжна Мери о Печорине) "...я рассказал ей некоторые из странных случаев моей жизни, и она начинает видеть во мне человека необыкновенного..." (Печорин о себе)
Иногда Печорин ведет себя как безнравственный человек. Он совершает вызывающие и злые поступки: "...она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия!.." При этом сам Печорин знает, что не всегда поступает хорошо. Он сам себя называет "злом": "...За что она меня так любит, право, не знаю! <...> Неужели зло так привлекательно?.."
Печорин - дерзкий человек: "...ты нынче ее ужасно рассердил? Она нашла, что это неслыханная дерзость..." "...Если я имел дерзость вас чем‑нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь еще большую дерзость просить у вас прощения..." Григорий Печорин иногда смеется над чувствами других людей: "...Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает ее пугать..." При этом Печорин - умный человек: "...вот нас двое умных людей..." Печорин - остроумный и язвительный человек. Он умеет и любит говорить колкости: "...Вы опасный человек! – сказала она мне, – я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок..." Григорий Печорин - настойчивый и упрямый человек. Он старается добиваться того, чего хочет: "...Долго бился с нею Григорий Александрович..." "...несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай..."
Печорин - смелый и решительный человек: "...Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера <...> я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает..."
Печорин страстно любит охоту. Когда ему становится скучно с Бэлой, Печорин каждый день ходит на охоту: "...страстно любил охоту: бывало, так его в лес и подмывает за кабанами или козами..." "...не сказав никому, отправился стрелять, – целое утро пропадал; раз и другой, все чаще и чаще..."
Григорий Печорин не хочет жениться. Мысли о женитьбе тут же охлаждают его любовь к женщине: "...как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь!.."
Печорин не дорожит жизнью и как будто ищет смерти. Поэтому он иногда без веской причины рискует своей жизнью (например, в дуэли в Грушницким, истории с Вуличем): "...Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки..."
</span>
Заяц и волк
енкнгпргрварылаовкугшегшегшшвоав