Наступившее четырехсотлетие значительнейших в истории нашего Российского государства событий побуждает нас снова и снова возвращаться к анализу пережитого: каким образом сумел народ преодолеть распад своего государственного организма, что именно оказалось в его жизни настолько сильным, что позволило ему преодолеть всесторонний кризис?
Эти вопросы особенно актуальны в связи с тем, что наше время тоже является кризисным, когда мы стоим перед фактом утраченных скреп нашей государственности. Есть две крайних позиции в оценке происшедших фактов: волюнтаристская (мол, появились два таких деятеля из «низов», мясник да обедневший князёк, и их предприятие случайно удалось) и детерминистская (средневековая Русь не могла уже управляться по-старому, и просто нашла через кризис новые формы своего государственного механизма). За последние почти 25 лет свободного исторического исследования набирает вес и сторонников также официальная теория дореволюционной историографии, согласно которой именно Православная церковь выступила инициатором выхода из Смуты и сумела объединить народные силы перед лицом династического кризиса.
Среди множества взглядов и теорий на существо исторического процесса существуют такие, которые наиболее соответствуют восприятию Церкви самой себя - это «организмические теории», то есть подходы к развитию того или иного народа через сравнение с живым организмом. Если же учесть, что движущие силы исторического развития любого этноса заключены не столько в географических или даже экономических условиях, в которых он живёт и действует, а преимущественно в трансцендентальной сфере - сфере духовных исканий, смыслов и ценностей (того, что побуждает людей жить и действовать), - тогда легко предположить, что сравнение народа с живым разумным организмом, то есть с человеком, будет ещё плодотворнее. Ведь и Церковь воспринимает себя не как сообщество единомышленников (хотя и это так), и даже не как передающуюся по эстафете поколений религиозную традицию (хотя всё это верно), но как мистическое ТЕЛО ХРИСТОВО. Таким образом, мы предлагаем в тезисе «Церковь помогла преодолеть Смуту» глубже вникнуть в само понятие «церкви» и природу её воздействия на народную жизнь. В этом ключе и попробуем сначала определить понятие Смуты как некоторого периода в существовании русской государственности.
Бре́стский мир — сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в городе Брест-Литовск представителями Советской России и Центральных держав, обеспечивший выход РСФСР из Первой мировой войны. Заключению Брестского мирного договора предшествовали соглашение о перемирии на Восточном фронте и мирная конференция, проходившая в три этапа с 22 декабря1917 года.
В 1776 году в Филадельфии, была подписана декларация независимости США от Английского господства. Основная причина освободительной войны, это непосильный гнёт на население колонистов, т. е пуритян. 13 Колоний, так назывались штаты, расположённые на территорий Америки, постоянно воевали во внутрених конфликтах, в которых участвовала Англия, это к примеру войны с Францией за Канаду, войны с индейцами и др. К населению Америки, британцы относились холодно. Американцы не могли стать политиками большой руки, к ним относились как к необразованным колонистам. Вторая причина эта правления монарха, король Англии ( по-моему Георг 3), вёл против 13 колоний жёсткую политику, и американцы начали войну. Первое столкновение произошло в Бостоне, где Американцы выиграли, и освободили город. Но потом для Америки пошли трудные времена. Армии не хватало боеприпасов, она была плохо обучена, и не имела хорошего оружия. На помощь армии пришли колонисты, создавая отряды милиции, т. е. ополчения, они нападали на Английский обозы, и мелкие отряды, так британцы начали тратить свой контингент. В армии тоже пришли изменения, французы, союзники США, стали обучать солдат, и постепенно инициатива стала переходить на сторону американской армии, так же с моря помогал французский флот. Война подошла к концу, Англия сдалась на милость победителям, она признала независимость США, вернула им 13 колоний, и тем самым образовалось новое государство США.