В 1852 году И.С.Тургенев написал повесть «Муму». Главный персонаж повести — Герасим. Он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. Такие персонажи встречаются в русских народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью. Для меня Герасим — это яркий и точный образ русского народа. С первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему русскому народу той эпохи. Всматриваясь в характер персонажа, мне хотелось бы эти прекрасные черты воспитать и в себе, стать настоящим представителем русского народа — гордым и любящим свою Родину. И делать в своей жизни все для того, чтобы наш народ никогда больше не испытывал таких страданий и лишений.
А ведь у Герасима вся жизнь состояла из унижений и лишений. Был он немым от рождения крепостным, которого привезли из деревни в город, не спрашивая его согласия или желания. В городе он работал дворником во дворе богатой и своенравной барыни. Этот персонаж не вымышленный. Тургенев в своей повести рассказал о жизни человека, который был собственностью его матери – Варвары Петровны.
Его великанское телосложение сам И.С.Тургенев в повести сравнивает с могучим деревом. В нем была заложена огромная богатырская сила. Ходил он в обычной деревенской одежде, которая подчеркивала его простой русский характер. Природа одарила его не только умом, но и красотой. Наверное, поэтому и он любил чистоту и порядок, за которым строго следил.
В городе Герасиму было тяжело. Крепостные, которые тоже работали на барыню, были завистливыми и нечестными. Они старались угодить своей барыне, а потому не любили Герасима, который искренне трудился от зари и до зари. Так же искренне он влюбился в прачку Татьяну. Но привередливая барыня эту любовь разрушила и отдала Татьяну замуж за пьяницу Капитона. Герасим тяжело переживал такую несправедливость, но сделать ничего не мог. Он не мог нанести боль и прощал любые оскорбления не только барыне, но и таким же, как он крепостным.
Чистые и бескорыстные черты характера Герасима ставят его выше всех остальных героев повести. Даже образ барыни, которая является хозяйкой Герасима, выглядит жалким и скупым. В этих людях нет такого русского духа, какой заложен в немом и безропотном Герасиме. Да, он немой, но его образ намного красноречивее всех других персонажей. Но красноречивее он не словами, а поступками.
Перед тем как уйти в деревню, Герасим выполняет приказ барыни и топит Муму. Он смог со слезами на глазах выполнить волю барыни и убить своего невинного четвероного друга. Но он не смог больше выносить эту жестокость. Его душа не могла больше переносить боль, которую каждый день наносила жизнь в городе.
Какая роль отведена в повести Муму? Что это за образ? Если в образе Герасима мы видим яркий и красноречивый, но безропотный и безголосый образ русского народа, то, что мы видим в образе Муму? Наверное – это страх перед крепостниками-самодурами, перед самодержавием. Герасим топит свой страх в реке народных слез, он перестает бояться, и уходит в нормальную человеческую среду. Это не барыня, это Тургенев призывает, подталкивает русский народ утопить свой страх перед страшной машиной самодержавия. Но он не знает – что же делать потом этому народу? Он возвращает Герасима в деревню, а ведь и там такое же самодержавие. Но, вместе с тем, мы слышим надежду автора на то, что каждый, освободившись от страха — почувствует себя человеком.
<span>Степан жил еще при крепостном праве, то есть до 1861 года. Жил он на Урале в местности, где были шахты и рудники, недалеко от Гумешек и Красногорского рудника. Покосы у него были за Северушкой. Степан «робил в горе», то есть добывал на Гумешках в шахте малахит-руду. Он был молодой парень, неженатый, но работа в горе плохо сказывалась на здоровье. Рассказчик говорит, что «в глазах у его зеленью отливать стало». У Степана была невеста, сиротка Настасья.
Однажды Степан с товарищем пошел траву на покосе смотреть, да заснули они оба у Красногорского рудника. Степан проснулся, точно его в бок толкнули, и увидел девку у большого камня. По одежде он понял, что это сама Хозяйка Медной горы. Хозяйка приказала Степану передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника, и пообещала выйти замуж за него, если он выполнит ее наказ.
Степан не хотел жениться на ящерке, но ему было стыдно оказаться хвастуном, и он передал приказчику слова Хозяйки. Приказчик разгневался, велел выпороть Степана и в забое приковать на цепь. Хозяйка помогла ему выполнить урок и отвела в свои комнаты смотреть приданое. Гора расступалась перед ней, получался ход, будто штольня, а дальше — комнаты с драгоценными камнями. Но Степан не позарился на красоту и отказался брать Хозяйку в жены. Малахитница обрадовалась, что Степан оказался честным, смелым и нежадным человеком, и обещала ему помочь: вызволить его от приказчика и устроить его жизнь. Но поставила третье условие: чтобы Степан забыл о ней.
Степан вернулся в свой забой. Надзиратель перевел его в другой забой, а Степан по-прежнему добывает хороший малахит. Приказчик пообещал ему выпустить его на волю, если он найдет малахитовую глыбу во сто пуд. Расковал Степана и дал приказ прекратить работы на Красногорке.
Степан нашел глыбу, но приказчик обманул его, не дал воли. Барин пообещал Степану отпустить его на волю, если он найдет огромные малахитовые камни, чтобы из них вырубить столбы. Степан потребовал сначала написать вольную для себя и для невесты Насти, а потом уже начал искать глыбы. Когда нашел, из этих глыб сделали столбы в церковь.
Степан не смог забыть Хозяйку. Он женился, построил дом, родились дети, но Степан начал болеть, таять на глазах. Он купил ружье и стал ходить как будто бы на охоту. Умер он на том месте, где впервые встретил Хозяйку Медной горы. Когда люди нашли мертвого, над ним плакала большая зеленая ящерка. Пода- 94 рок Хозяйки, горсть медных изумрудов, Степан не продал, тайно сохранял, «с ними и смерть принял».</span>7. Выпишите определения сказа и сказки, сопоставьте, сделайте выводы.<span>Сказка— занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Сказка относиться к устному народному творчеству. Произведения в жанре сказа не относятся к устному народному творчеству. Они созданы автором на основе народных преданий и легенд.
В сказке все события вымышлены. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с событиями, которых не могло быть в действительности.</span><em>Обогащаем свою речь
К стр. 68-69</em><span>1. Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит-камень.
И там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.
Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы.
Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая, красивая девушка.
Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть.
Слово молвить — сказать что-нибудь.
Виду не оказывает — не показывает виду.
Парню забедно стало — парню обидно стало.
Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю.
На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.
Молвил — сказал, произнес.
Обзарился — позарился.
Перст — палец.
Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.
Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть.
Хворал — болел.
С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи.</span>2. Как вы думаете, можно ли по речи сказителя определить его возраст, жизненный опыт, род занятий, черты его характера? Устно опишите, каким вы себе представляете внешний вид сказителя прочитанного сказа.<span>Когда мы читаем сказы Бажова, нам представляется, что рассказчик— старый опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, с вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда он рассказывает, то немного грустно улыбается.</span>
ЭТО ПОДОЙДЕТ?
Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.
«V»
Деревья так жалобно стонали, что из полуобвалившейся картофельной ямы возле сторожки Антипыча вылезла его гончая собака Травка и точно так же, в тон деревьям, жалобно завыла.
Это БЕЛОУС. НО НЕ ПРИТЧА.
Поглядывая себе под ноги, он заметил, что нога его, опускаясь в грязь, сейчас же собирает туда в ямку воду. Так и каждый человек, проходя по тропе, спускал воду из мха пониже, и оттого на осушенной бровке, рядом с ручейком тропы, по ту и другую сторону, аллейкой вырастала высокая сладкая трава белоус. По этой, не желтого цвета, как всюду было теперь, ранней весной, а скорее цвета белого, траве можно было далеко впереди себя понять, где проходит тропа человеческая. Вот Митраша увидел: его тропа круто завертывает влево и туда идет далеко и там совсем исчезает. Он проверил по компасу, стрелка глядела на север, тропа уходила на запад. Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повертывать налево, на кочки, если тропа вон рукой подать – виднеется там, за полянкой?»
И он смело пошел вперед, пересекая чистую полянку.