План. Организационный момент.Объяснение темы.Закрепление темы. (Работа в группах.)Обобщение темы. (Выступление групп.)Подведение итогов урока.Домашнее задание.Ход урока1. Организационный момент. (Цели, задачи, тема, эпиграфы к уроку.)- Тема сегодняшнего урока: « Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя « Мёртвые души». На этом уроке мы познакомимся со своеобразием жанровой структуры «Мёртвых душ», с основной задачей, стоявшей перед писателем при написании этого произведения, поучимся находить выразительные средства в лирических отступлениях поэмы.<span>Эпиграфом к уроку выбрано высказывание Л.Н. Толстого о поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: «Не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное».</span>2. Объяснение темы.- Жанровая природа «Мёртвых душ» сложна. Гоголь сам определил жанр своего произведения, назвав «Мёртвые души» поэмой. Для нас такое определение жанра звучит несколько парадоксально. В нашем сознании поэма – это нечто, написанное в стихах. То, что написано прозой, это чаще всего роман, повесть или рассказ. Поэтому нам непонятно, почему Гоголь назвал свое произведение поэмой.<span>Можем ли назвать «Мёртвые души» романом? Только в том случае, если похождения Чичикова, его хитроумная афера была бы центром произведения. Но рассказ о похождении героя не самоцель для писателя, а лишь средство для раскрытия главной идеи: представить в своём произведении Русь. Поэтому нельзя целиком отнести это произведение к жанру романа. (Роман – литературный роман, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельных личностей, в их отношениях к окружающему миру, на становлении их характеров и самосознания.)</span><span>Мы можем по праву назвать «Мёртвые души» поэмой. (Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.)</span>Изображение действительности в этом произведении проходят через призму авторского восприятия.В «Мёртвых душах» два предмета изображения: объективная реальность (характерно для эпоса) и внутренний мир личности (характерно для лирики).Внутренний мир личности передаётся при помощи лирических отступлений. В каждой главе лирические отступления:в первой главе – рассуждение о толстых и тонких;во второй – рассуждение о двух типах характеров;в третьей главе – рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения»;в четвёртой главе – мысль о живучести Ноздревых;в пятой главе – размышления Чичикова «о славной бабешке»; думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме»;в шестой главе – воспоминания автора о юности; размышление о человеке.в седьмой главе – о двух писателях, о крестьянах, купленных Чичиковым;в восьмой главе – о силе власти исправника;в девятой главе – о бунте крестьян селения Вшивая-Спесь;в десятой главе – «Повесть о капитане Копейкине»;в одиннадцатой главе – отступления о Руси, о дороге, рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне; рассуждение о добродетельном герое и герое – подлеце; размышление о птице – тройке.Введение в произведение образа автора даёт возможность связать воедино свой собственный жизненный путь с путём России. Это и является важнейшей задачей поэмы: показать путь России в прошлом, настоящем и будущем, а также нерасторжимость судеб писателя и его родины.Образ автора в поэме расширил сюжетные границы, позволил поставить перед читателями ряд философских проблем: жизненного пути человека, роли художника в обществе, особенности русского характера, ложного и истинного патриотизма, предназначения России в судьбе Европы и многое другое.Именно в лирических отступлениях сформулирована авторская позиция. Гоголь обратился к лиро-эпическому жанру, чтобы показать противостояние живого и мёртвого в самой сущности России. Мёртвое показано писателем на уровне сюжета: все герои поэмы заражены этой омертвлённостью, все без исключения: помещики, чиновники, главный герой и даже крестьяне. Но их возрождение возможно, Гоголь задумал показать во 2-3 томах поэмы возрождение души.Но в первом томе возможность показать живое, способное возродиться писатель мог только на уровне лирических отступлений.Также поэмой раньше называли произведения Гомера, Данте. Например «Божественную комедию» Данте. А связь «Божественной комедии» с «Мёртвыми душами» была замечена ещё современниками (Герцен, Вяземский). Это ещё раз проясняет жанровую организацию «Мёртвых душ».Также право называться поэмой «Мёртвым душам» даёт и особая поэтичность языка. Несмотря на то, что это прозаическое произведение, язык поэмы так поэтичен, даже музыкален, насыщен выразительными средствами, что разница между прозой и поэзией исчезает.3. Закрепление темы.<span>- Так давайте попробуем проанализировать несколько лирических произведений поэмы, найти выразительные средства, которые использует автор в них. Попробуем увидеть ту особенность языка, его музыкальность, которая присутствует в основном в лирике. В лирических отступлениях писатель использует приёмы, характерные для поэтического текста. Найдите такие приёмы. вот и все
Дед Кузьма со своей внучкой Варюшей жили у самого леса в деревушке Моховое. Дед был болен, кашлял, но очень любил курить мохорку. Он отправляет девочку купить табак. По дороге девочка знакомится с солдатами и угощает их мохоркой, а они взамен ей дают колечко, которое якобы волшебное и исполняет желания, разные, смотря на какой пальчик надеть. Девочка нечайно теряет кольцо в снегу, но весной, когда снег расстаял, она его нашла, надела на средний пальчик и когда вернулась домой, обнаружила, что дедушка её встал с постели. Так, по её мнению, кольцо выличило дедушку. (А на самом деле, дед просто от солнечного тепла вылечелся
Таким образом автор показывает длительность и бесконечность радости происходящего. Не зря инфинитив называется неопределенной формой глагола. Тут нет ни прошедшего, ни настоящего, ни будущего времени! Красота, да и только!
<span>Поэт-гражданин, М. Ю. Лермонтов любил свою родину, ее народ, ее природу, он желал счастья своей стране. Любить отчизну, в представлении Лермонтова, значило бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к родине — тема многих стихотворений поэта («Жалоба турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана» и т. д.). Чувство родины, родной земли никогда не покидало его. Уже в 1830 году в стихотворении «Булевар» он противопоставляет народ светской черни. С того же времени начинается его увлечение русскими народными песнями, в которых, по его словам, «верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности».
<span>Как словарь героини Некрасова ("я не жалкая рыбка" , " гордость", "мой долг" и пр.) характеризует её? Что вы можите сказать о отношении автора к ней. напишите небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы "Русские женщины".</span>Главная героиня сильная женщина, особенно это отражено в словах "Но сталью я одела грудь....Гордись я дочь твоя". Достаточно щедрая, ведь на каждом поостоялом дворе она осыпала челядь червонцами. Несмотря на тяжёлый и суровый путь, она не останавливалась ни на одном припятствии, а шла дальше. В ходе всей поэмы видно, что она очень мила и красива. Любима побыть одна, и в Риме часто сидела одна на берегу моря. Она вспоминае радужные балы, милые и задушевные беседы челяди и высшего общества...а сейчас перед ней открывается страшная картина житейский бурь, она была в царстве нищих и рабов. Она женщина мужественная и за родину она могла отомстить всем врагам. Она боялась лишь не доехать до места назначения. Нетерпеливая,когда её спутник захворал она поехала дале одна. Упорна и бесстрашна.Храбрость её сердца- бессмертна. Безумно любит отца,но не может к нему вернуться. Она не ставит себя выше других9 не слаще и моя...). <span> </span>