1. «Суть дела в том, что философское мышление, и религиозное
сознание существует и взаимодействует в поле мировоззренческого соз-
нания. По-своему, в рамках характерного им стиля сознания они отвечают
на одни и те же коренные духовные запросы. Потому что исторически
религия и философия все время находились в тесном взаимодействии.
Понять историю философии просто невозможно без знания истории
религии». [Цытуецца па кн.: Францыск Скарына i яго час. Мн., 1988. С. 137].
- В чем, на ваш взгляд, проявляется взаимодействие рели-
гии и философии?
2. «Человек несчастен только потому, что отрекся от природы...
Он захотел быть метафизиком, прежде чем стать физиком, оставил в
стороне реальность, чтобы размышлять над явлениями, пренебрег опы-
том, чтобы увлекаться абстрактными системами и гипотезами... Одним
словом, человек отвернулся от изучения природы и отдал предпочтение
погоне за явлениями.
Пора начать черпать в природе необходимые средства против
бедствий, причиненных нам буйной фантазией. Пользуясь опытом, ра-
зум должен, наконец, победить предрассудки, жертвой которых так дол-
го был человеческий род».[ Швырев B.C. «Образ философии» и философская культура.//Философское сознание: драматизм обновления. М, 1991. С. 213-214.]
-Справедлива ли критика абстрактной философии и свя-
занных с ней фантазий и предрассудков? Какие из них автор
имел ввиду?
3. «...для других наук определяется предмет исследования; пред-
мет философии как таковой не может быть ограничен, потому что он
включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он
не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как
"искомый, бесконечно искаемый».[Ортега-и-Гaccent Хосе. Дегуманизация искусства. М, 1991. С. 35.]
- О каких особенностях предмета философии идет разговор
в тексте?
4. Античный скептицизм, констатируя факт плюрализма философ-
ских учений, утверждал, что философы, поскольку они обосновывают
несовместимые друг с другом взгляды, которые в одинаковой степени
оказываются отвергнутыми, никогда не достигают истины и тем самым
демонстрируют нежизнеспособность любых философских положений.
Противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предыдущие философ-
ские учения были действительно ошибочными, но не принимая тезиса о
равнозначности всех философских высказываний, стремились создать на-
стоящую философию, которая б закончила с разнообразностью несовмес-
тимых взглядов, с тем, как они считали, перманентным философским
скандалом. Так, например, И. Кант отмечал: «...Критическая философия
объявляет себя такой философией, до которой еще вообще не существо-
вала никакая философия».[ Кант И. Сочинения. Т. 4, Ч. 2. М., 1966. С. 114.]