<span>А. Г. Венецианов. Жнецы. Конец 1820-х <span>
Вглядываясь в этот небольшой холст, мы невольно проникаемся
атмосферой завороженного созерцания. Как восхищенно и внимательно, затаив
дыхание, рассматривает деревенский паренек двух пестрых бабочек, присевших на
руку матери. Та слегка наклонила голову к мальчику, а глядит в сторону,
снисходительно и немного утомленно. В этой картине мы видим мальчишку Захарку,
героя нескольких полотен Алексея Венецианова, и его мать Анну Степанову.
Композиция картины лаконична, крупные полуфигуры героев
приближены к самой раме; задний фон – условная сплошная стена из колосьев.
Пластически объемно вылеплены лица и руки персонажей, очертания их голов словно
повторяются разомкнутыми окружностями серпов. Плотно, густыми мазками написана
грубая ткань одежды Анны Степановой: ее белая рубаха, сарафан, желтоватый
головной платок, не забыты и скромные украшения – тонкое ожерелье и колечко.
Венецианов зорко подмечает разный тон кожи женского запястья и загрубелых,
обветренных рук подростка, легко прописывает светотень на лицах крестьян. С
искренней симпатией он рисует смышленого, любознательного Захарку и раскрывает
в материнском лице застенчивую ласковость и теплоту.
<span>В работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой
«картине-обманке» – он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого
взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности
холста</span></span></span>
Березка
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. <span>И. Семенова</span>