Речевая характеристика - это речевой портрет. Это подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей.
Речевые характеристики помогают автору произведения в описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с помощью речи
Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев употреблением различных слов, интонации.
Ну, например, бабушка рассказчика говорит о Левонтьевых пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане» , и мы сразу понимаем, о каких людях идет речь. Еще ярче переживания бабушки характеризует следующий монолог:
- Своих вечно потачил! — гремела бабушка. — Теперь этого! А он уж мошенничат! Че потом из него будет? Жиган будет! Вечный арестант! Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота! Здесь все - и забота о внуке, и боязнь потерять его, и негодование.
<span>А фраза: «— Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку... » показывает нам всю любовь, мудрость бабушки, которая хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.</span>
Пафос- прием обращения к эмоциям аудитории; Соответствует стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, тон произведения; тип эмоционально-ценностной ориентации, отношения к миру и человеку в мире. Пафос эпико-драматический представляет собой глубокое и несомненное приятие мира в целом и себя в нем, что и составляет сущность эпического мировидения. Эпико-драматический пафос есть максимальное доверие к объективному миру во всей его реальной многосторонности и противоречивости. Заметим, что этот тип пафоса редко представлен в литературе, еще реже он выступает в чистом виде.
В качестве основанных в целом на эпико-драматическом пафосе произведений можно назвать «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Объективной основой пафоса героики служит борьба отдельных личностей или коллективов за осуществление и защиту идеалов, ко¬торые обязательно осознаются как возвышенные.Еще одно условие проявления героического в действительности — свободная воля и инициатива человека: вынужденные действия, как указывал еще Гегель, не могут быть героическими. С героикой как пафосом, основанном на возвышенном, соприкасаются другие виды пафоса, имеющие возвышенный характер, — прежде всего это трагизм и романтика. Романтику роднит с герои¬кой стремление к возвышенному идеалу.
Но если героика — сфера активного действия, то романтика — область эмоционального пере¬живания и стремления, не переходящего в действие. Пафос трагизма — это осознание утраты, причем утраты непоправимой, каких-то важных жизненных ценностей — человеческой жизни, социальной, национальной или личной свободы, возможности личного счастья, ценностей культуры и т. п. Объективной основой, трагического литературоведы и эстетики довольно давно считают неразрешимый характер того или иного жизненного конфликта. В сентиментальности — еще одном типе пафоса — мы, как и в романтике, наблюдаем преобладание субъективного над объективным.
<span>Часто главенствующую роль пафос сентиментальности играл в произведениях Ричардсона, Руссо, Карамзина. Переходя к рассмотрению следующих типологических разновидностей пафоса — юмора и сатиры — отметим, что они базируются на общей основе комического. Помимо субъективной, у иронии как пафоса есть и объективная специфика. В отличие от всех других видов пафоса, она направлена не на предметы и явления действительности как таковые, а на их идейное или эмоциональное осмысление в той или иной философской, этической, худ системе.</span>
Московский дворик, тишина,
И Церковь Спаса на Песках,
Природа нежности полна,
Покой и легкость в облаках.
Проснулся старый особняк,
По светлой крыше луч скользит,
И ветер, свежестью пьяня,
Коснуться света норовит.
Играют дети на траве,
Лошадка, упряжь, будний день,
В небес прозрачной синеве
Летящих птиц свободна тень.
К колодцу женщина спешит,
Белье, веревка и сарай,
Прохлада, отдых для души.
Деревьев шелест, тихий рай.
Ласкает солнце купола,
Сияньем их рассвет пленен.
Пока молчат колокола,
К обедне будет перезвон.
Малышка смотрит на цветок,
Кто знает, что ей видно в нём?
Картина – дней былых глоток.
Не только смотрим. В ней живем.
Владимир Короткевич "Лебединый скит"
Старец -мудрый,отважный и непреклонный человек,ценой своей жизни он спасает всех пленных хана Батыя.Увидев хана,старец не пугается,а гордо разговаривает с владыкой,прося освободить людей.Старец просит у земли смертью сослужить пользу,и природа ему помогает.Хан соглашается отпустить столько пленных,сколько смогут зайти в скит. Люди заходят,а места не убавляются,все пленники превратились в лебей и улетели на свободу.Старец окаменел,его не смог тронуть палач,а все люди были спасены.Чудотворец превратился в каменное изваяние,из-под которого текли ручейки слёз.Защитник народа,родной земли и природы,старец обманул хана и вернул людям жизнь.
Лето-это хорошо!
Везде гуляет солнце,
И нам конечно повезло,
Что есть на лето счастье!
Однажды в теплую пору,
Я вышел погулять за двором,
Увидев дятла дробившего кору,
Я вспомнил, что сегодня лето!
И солнце улыбается вокруг,
И птички напивают песни,
И если в паутине есть паук,
То это точно-лето!
И вдруг заметил я ежа,
Бежавшего по узенькой тропинке,
И нёс он свой грибок на спинке,
И будто в золотой пылинке,
Сверкал его обед.