Остромирово евангелие. 1056-1057 г.г. (11 век)
<span><span>Остромирово евангелие
было написано по заказу новгородского посадника Остромира, который был
приближенным киевского князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. Писец - диакон
Григорий - в пространной приписке на последнем листе книги сообщает, что
трудился над ней с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года. Запись на первом
листе - "Евангелие софейское апракос" - говорит о том, что рукопись
была вкладом Остромира в Новгородский Софийский собор. Дальнейшая судьба
памятника документально прослеживается лишь с начала XVIII века. Остромирово
евангелие упоминается в описи имущества одной из церквей Московского Кремля,
составленной в 1701 году. В 1720 году по указу Петра I собирались сведения о
древних грамотах и рукописных книгах, сохранившихся в церквях и монастырях. И в
этом же году Остромирово евангелие было отослано из Москвы в Санкт-Петербург.
Затем след памятника вновь теряется на 85 лет, и только в 1805 году его
обнаруживают среди вещей императрицы Екатерины II. Найденную рукопись император
Александр I распорядился передать в рукописное отделение Публичной библиотеки,
где она хранится по сей день.
</span></span>
Геолит-Позднейший период каменного века
Русско-японскую 1905 года проиграла. Первую мировую проиграла, заключив Брестский мир с потерей значительных территорий. Афганскую войну проиграла. Первую северную войну. Крымскую войну 1853—1856 годов проиграла Россия. Победу в советско-финской войне можно считать пирровой.
Да, еще советско-польская война 1920 года проиграна.
Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.Становление древнеиндийской культуры связывают с приходом в долину Инда и Ганга арийских племен («ариев» или «арийцев») во второй половине второго тысячелетия до н.э. По предположению ученых, арийские племена формируются уже в середине третьего тысячелетия до н.э. к северу от Черного и Каспийского морей, в междуречье Днепра, Дона и Волги. Несомненна их близость к праславянским и праскифским племенам, о чем говорят многие общие черты этих культур, в том числе и языковая близость. В середине III тысячелетия до н.э. арии по неизвестной до сих пор причине двинулись на территорию нынешнего Ирана, Средней Азии и в Индостан. Миграция, по всей видимости, проходила волнами и заняла по крайней мере 500 лет[1] .<span>Характерная черта древнеиндийского общества — деление его на четыре варны (от санскритского «цвет», «покров», «оболочка») — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Каждая варна представляла собой замкнутую группу людей, занимающих определенное место в обществе. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалось после смерти. Браки заключались только внутри отдельно взятой варны.</span>Брахманы («благочестивые») занимались умственным трудом и являлись жрецами. Только они могли совершать обряды и толковать священные книги. Кшатрии (от глагола «кши» — владеть, править, а также уничтожать, убивать) представляли собой воинов. Вайшьи («преданность», «зависимость») составляли основную массу населения и занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Что же касается шудр (происхождение слова неизвестно), то они находились на самой низшей социальной ступени, их уделом был тяжелый физический труд. В одном из законов Древней Индии сказано: шудра — «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по произволу убит». В своей основной массе варна шудр была сформирована из порабощенных ариями местных аборигенов. Мужчины первых трех варн приобщались к знаниям и потому, после посвящения назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это было запрещено, ибо, согласно законам, они ничем не отличались от животных[2] .Несмотря на крайнюю застойность древнеиндийского общества, в его недрах шла постоянная борьба между варнами. Разумеется, эта борьба захватывала и культурно-религиозную сферу. На протяжении веков можно проследить столкновения, с одной стороны, брахманизма — официальной культурно-религиозной доктрины брахманов — с движениями бхагаватизма, джайнизма и буддизма, за которыми стояли кшатрии. Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия.Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этических проблемах, которые, как известно, наименее поддаются рациональному исследованию. Это обусловило религиозно-мифологический характер развития древнеиндийской культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью