Я каждый день лежу и жду когда, хозяин придет чистить зубы. Каждый день я общаюсь со своей подружкой зубной пастой. Эх раньше в магазине было как хорошо. Смотрела на людей думала, кто же меня возьмет. И вот случилось чудо меня взял какой-то мальчик. Он стал хорошим хозяином и тщательно и аккуратно обращался со мной! Я тоже служила ему верой и правдой.
Короленко Владимир Галактионович
Слепой музыкант
Глава 1
Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели.
Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату вместе с веселым щебетаньем птиц и с шелестом зеленых буков, которые покачивались у самых окон в густом деревенском саду.
Рассказы матери, более живые и яркие, производили на мальчика большее впечатление, но по временам впечатление это бывало слишком болезненно. Молодая женщина, страдая сама, с растроганным лицом, с глазами, глядевшими с беспомощною жалобой и болью, старалась дать своему ребенку понятие о формах и цветах. Мальчик напрягал внимание, сдвигал брови, на лбу его являлись даже легкие морщинки.
Глава 2
Великая, могучая природа не оставалась для слепого совершенно закрытою. Так, однажды, когда его свели на высокий утес над рекой, он с особенным выражением прислушивался к тихим всплескам реки далеко под ногами и с замиранием сердца хватался за платье матери, слушая, как катились вниз обрывавшиеся из-под ноги его камни.
Тихий звук струны неуверенно дрогнул в воздухе. Мальчик долго прислушивался к исчезнувшим уже для слуха матери вибрациям [Вибрация - быстрые, незначительные изменения высоты тона, происходящие от дрожания струны] и затем, с выражением полного внимания, тронул другую клавишу. Проведя после этого рукой по всей клавиатуре, он попал на ноту верхнего регистра.
Песня говорит не одному неопределенно разнеживающемуся слуху. Она дает образы, будит мысль в голове и мужество в сердце". - Эй, Иохим, - сказал он одним вечером, входя вслед за мальчиком к Иохиму. - Брось ты хоть один раз свою свистелку!
Глава 3
Умелые уроки Максима (которому пришлось изучить для этого специальные приемы обучения слепых) очень нравились мальчику. Они вносили в его настроение новый элемент - определенность и ясность, уравновешивавшие смутные ощущения музыки. Таким образом день мальчика был заполнен, нельзя было пожаловаться на скудость получаемых им впечатлений.
Мама? - переспросила задумчиво девочка. - А моя мама позволила мне ходить над рекой.. . Мальчик, несколько избалованный всеобщею уступчивостью, не привык к таким настойчивым возражениям. Вспышка гнева прошла по его лицу нервною волной; он приподнялся и заговорил быстро и возбужденно: - Уйдите, уйдите, уйдите!. .
<span> VII Девочка точно исполнила свое обещание и даже раньше, чем Петрусь мог на это рассчитывать. На следующий же день, сидя в своей комнате за обычным уроком с Максимом, он вдруг поднял голову, прислушался и сказал с оживлением: - Отпусти меня на минуту. Там пришла девочка. - Какая еще девочка? - удивился Максим и пошел вслед за мальчиком к выходной двери.</span>
Действия в поэме происходят во время войны на Кавказе. Маленький мальчик Мцыри попал в плен к русскому генералу, который хотел воспитать его как настоящего мужчину. Но ребенок тяжело заболел и совсем отказывался от еды. Тогда генерал отвез его в мужской монастырь в Грузии и отдал на попечение монахов. Монахи вылечили мальчика и оставили жить у себя. Мцыри вырос замкнутым, молчаливым юношей. Я думаю, что этому способствовала долгая жизнь в монастырских стенах. Надо сказать, что жизнь в монастыре очень тяжелая, не для всех она подходит. Во-первых, нужно истово верить в бога и постоянно молиться, участвовать в многочасовых службах, строго поститься, т.е. ничего не есть и ко всему прочему, много работать. Ведь жители монастыря сами себя обслуживают. Этот образ жизни, наверное, не совсем подходит для молодых людей, которым хочется дружить, влюбляться, жениться. Не надо забывать, что Мцыри родился в горах. Всем известна горячая кровь горцев. Можно представить, что творилось у молодого человека в душе. Как все кипело от негодования, но условия требовали смирения…. Именно поэтому, я считаю, Мцыри был замкнутым и молчаливым. Когда настало время принять постриг, юноша устроил побег из монастыря. Ему захотелось с неведомой силой и страстью всей его души, вернуться в родные края, где он родился. Он вспоминает отчий дом, своих родителей. Радуется глотку свежего воздуха. Это не просто свежий воздух – так пахнет свобода! Тоскует и печалится Мцыри о своих загубленных молодых годах, о потерянной душе. Он понимает, что, вырвавшись на свободу, очень трудно будет найти себя в этой новой для него жизни. Он боится этого, от того «не желает помощи людской». Когда он подсматривал за молодой грузинкой, он не понимал чувств, которые нахлынули на него. Он воспринимает девушку как некое чудо, творенье Божье. Про себя он говорит: «Но страх не сжал души моей… Я сам, как зверь, был чужд людей… И полз, и прятался, как змей…»
Ф. М. Достоевский в рассказе "Мальчик у Христа на елке" описывает историю нищего мальчика. Мальчик, не знавший торжеств, реагирует на куклы с нескрываемым восторгом. Это показывает, что он трепетный, не равнодушный. Он не держал обиды, после того, как его выгнали, а просто был напуган. Мальчик добр и беспомощен. Он ничего не может сделать, чтобы защитить себя. ищет помощи, но никто не поможет. Расслоение общества - главный смысл произведения. Ребенок - он ребенок, неважно из какой он социальной группы. Он так же как и все радуется веселым праздникам, и так же беспомощен. Но если дети бояр могут найти защиту и семейное тепло, то для главного героя рассказа это невозможно. Он смотрит на праздник ЧЕРЕЗ СТЕКЛО. Это другой мир, туда не попасть, простому крестьянскому мальчику. Смерть - единственное, что могло ждать его. Равнодушие высшего общества, социальное расслоение - главные проблемы, передающиеся писателем, через историю мальчика.
«Дружба»
Анализ стихотворения Жуковского «Дружба»
Тема искренних товарищеских отношений — предмет пристального анализа Жуковского как просветителя и воспитателя. Дружба провозглашается «живым небесным чувством», которое важнее всех слов, в переводном эссе «О дружбе и друзьях», опубликованном в 1810 г. Молодые люди, способные к честным товарищеским отношениям, становятся приверженцами гуманистических идеалов, поэтому развитие потребности и умения дружить является одной из важнейших педагогических задач.
Романтическая трактовка культа дружбы представлена в лирике Жуковского. Сущность отвлеченного понятия передается при помощи аллегории в стихотворной миниатюре 1805 г. Основная часть произведения посвящена изображению картины природы. Пейзаж организуют две доминанты — остатки дуба, разбитого грозой, и плющ, который обвивал дерево. Впечатления от пейзажной зарисовки подталкивают лирического героя к размышлениям. Пауза, на которую указывает многоточие, подтверждает момент рефлексии на синтаксическом уровне.
Философский вывод, к которому приходит лирический субъект, отождествляет увиденное с понятием идеальной дружбы. Какие признаки позволили сделать такое умозаключение? Ползучий кустарник, уцепившийся за дубовый ствол, остался на нем и после гибели дерева. Прочная связь растений трактуется по антропоморфическим принципам, порождая ассоциацию с человеческими качествами — верностью и преданностью, которые не зависят от внешних жизненных обстоятельств. Классический механизм аллегории, задействованный автором, позволяет проиллюстрировать абстрактную категорию при помощи конкретного выразительного образа.
Тема истинных товарищеских связей развивается в стихотворении «Друзья! «прости» — словцо святое». Лирический субъект убежден в бесконечности дружеских отношений, которые не прервет даже смерть. «Верное свиданье» по ту сторону земного мира станет «восхитительным часом», вознаграждающим товарищей за надежду и терпеливое ожидание.
Возвышенная интерпретация чувства дружбы в поэтике Жуковского соответствует канонам романтизма. Формулу дружеского союза как «святого братства» можно описать, воспользовавшись пушкинскими определениями: «прекрасен», «неразделим» и «вечен», подобен благородной душе.
Трактовка дружбы как высшей ценности, не оскверненной обманом или корыстью, характерна для ранней лермонтовской лирики. В стихотворении «Я пробегал страны России…» встреча с товарищем становится спасением, освобождающим героя от груза одиночества, озлобленности и душевного опустошения.