Официально "стилягами", то есть людей, слишком увлекающихся модой (стильных) начали считать с 1949 года, когда в юмористическом журнале «Крокодил» появился фельетон Беляева, посвященный стилягам. С тех пор это слово прочно вошло в обиход как обозначение модников конца 1940—1950-х годов.
Сразу после войны, когда еще не было «железного занавеса», а американцы были нашими союзниками, в обиходе часто использовались трофейные вещи, одежда, а в кинотеатрах вовсю крутили трофейные фильмы - «Облава», «Серенада Солнечной долины», «Сто мужчин и одна девушка». В клубах и на танцплощадках танцевали твист, рок-н-ролл и буги-вуги. И молодежь, увлекшись Западом, породила особого лидера моды — пижона, которого и назвали стилягой.
Ведь вся экономика послевоенных лет строилась на принципах жесточайшей экономии и одежда шилась без каких-либо излишеств, без декоративных деталей — оборок, накладных карманов, поскольку они требовали лишней ткани. И стиляги бросали вызов этой экономической модели.
Этот стиль, а скорее даже субкультура, проявлялся не только в одежде прическе, но и в манере держать себя, в определенной идеологии, фильмах, книгах и круге общения -— это уже намного шире, чем просто мода. Стиляги как бы создали собственный красочный мир в условиях режима со множеством ограничений.