Стихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк)
Размер: пятистопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-ом слоге ( - u)
У К.Симонова есть прекрасное стихотворение "Майор привёз мальчишку на лофете..", мы его учили наизусть.
С. Маршак "Мальчик из села Поповки"
"Нравственное взросление Петра Гринева"
В произведении Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" образ Гринева занимает особое место. В произведении много событий и мало размышлений. Характер героя передаётся через его поступки. Петруша, как его называет сам автор в начале повести, проходит путь созревания и становится Петром Гриневым.
Этап формирования личности героя начинается с момента его отъезда из дома. Однако до приезда в Белогорскую крепость его ещё можно смело назвать Петрушей, так как он по прежнему остаётся тем мальчиком, который живёт в мире иллюзий и предрассудков. Он проигрывает крупную сумму денег, напивается. Возможно, это и был его первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь.
Гринев оказывается в Белогорской крепости- воспитание жизнью продолжается. Здесь его мечты и представления полностью растворяются в воздухе. Ведь вместо непреступных бастионов он видит обычную деревушку. Вместо храброго войска- инвалиды. В итоге, все оказалось не так, как себе представлял Петр. Однако есть и плюсы жизни в Белогорской крепости. Она показывает юноше незамеченную красоту добрых, простых людей, рождает общение с ними.
Кардинально меняет героя любовь к Маше. Ради нее он готов сражаться на шпагах со Швабриным. Он не раздумывая вызвал на дуэль оскорбившего ее возлюбленную. В этом поступке раскрывается внутренняя сила героя, его характер, готовность защищать свою любовь.
Его решительность жениться на Маше является вторым этапом становления личности Петра Гринева. Это подтверждает его письмо к родителям. Мы видим Петра как уже полностью сформировавшегося человека, который может убедить окружающих в своей правоте с помощью слов. Даже отрицательный ответ отца никак не повлиял на чувства Гринева. Он по прежнему любил Машу и хотел быть с ней.
Из первой встречи с Пугачевым, Петр делает вывод - за добро платят добром.
Подаренный им заячий тулуп в итоге спасает ему жизнь. После второй встречи с Пугачевым происходит быстрое взросление героя. Ради своей любви он просит солдат и разрешение на освобождение Белогорской крепости. Получив отказ, он сам отправляется к Пугачеву. Без лжи и лицемерия он рассказывает самозванцу все как есть , про Машу и про Швабрина и таким образом спасает девушке жизнь.
На протяжении всего произведения, мы можем заметить, что черты характера героя раскрываются постепенно, по мере его взросления. И в конце мы можем видеть образ доброго, честного и отважного человека. Одолев все трудности главный герой из Петиуши превращается во взрослого Петра Гринева.
Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта.
В «Песни о вещем Олеге» между героем и судьбой существует некоторое пространство, которое оставляет возможность выбора, возможность отодвинуть или приблизить роковые события. Князь Олег – победитель, который вышел живым из сложнейших и опаснейших ситуаций и получил смерть от своего коня. Автор восхищается силой и мужеством князя:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Олег показывается в «Песни…» как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. А. С. Пушкин, не помня реальной смерти могучего Олега, приложил к биографии князя фольклорный мотив, по‑своему дополняя образ вещего героя. «Песнь о вещем Олеге» – это стихотворная повесть, в основе которой лежит сюжет, данный в единстве с лирическим раскрытием материала.
Как правило, время соотносится с роковым моментом, оно определяет назначенный срок, в то же время именно оно соотносится со счастьем. Судьба как бы соединяет прошлое и будущее.
Предсказатель предстает перед читателем как человек, который всегда говорит правду, который не зависит от чьего‑то мнения, ему нечего бояться, он многое видел на свете:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волею небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Причиной смерти Олега стал череп его любимого коня, который был потревожен бывшим хозяином. Здесь сыграл свою роль известный символ. Череп – символ смерти и смертности. Змея – это тоже, как правило, отрицательный герой. Она обычно предопределяет зло, обман, искушение, грех. Олег, услышав предсказание, сначала не поверил ему:
Олег усмехнулся – однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
С коня он слезает угрюмый…
Но все же он отказался от своего коня, заменил его другим. После похода князь вспомнил о любимом скакуне, но было поздно. Кажется, что пророчества оказались ложными: князь жив, а коня больше нет. Но от судьбы не уйдешь:
«Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Идея роковой предопределенности пронизывает все стихотворение и показывает, что никакие предосторожности не могут отвести знамение судьбы. Судьба определяет представления людей о силе воздействия слова на жизнь человека и его ценности. Идея судьбы – одна из основных в жизни человека. Она возникла очень давно, когда человек только начинал понимать смысл своей жизни и свое назначение в ней. Судьба всегда была одним из объектов исследования философии жизни, так как жизнь человека наполнена чувствами, эмоциями и волнениями. Мифологическая судьба не оставляет места свободе. Не человек выбирает, а его выбирают.
А. С. Пушкин в «Песни о вещем Олеге» пытается донести до читателя, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба. Но друзей нужно любить и уважать при жизни, чтобы потом не было печально и больно