Сойлем құрап бересіздерма:Осы жылы,кейін,кеш,әдетте,бүрсігүні,кешке,кунде,коп,аз,уақыт,биыл,енді
RevoltGaming
Ответ:
Осы жылы Ақтауға қыдырып барамын.
Кейін Астанаға барармын. Кеш болды. Әдетте мен ерте оянатынмын. Бүрсігүні мен қосымшаға бардым. Кешке үйімде туған күнімді жасаймын. Күнде бір нәрсе қайталанады. Көп ойнап кеттім-ау осы! Аз жазғаным соншалық, мұғалім шығармама екі қойды. Уақыт зымырап өтуде. Биыл жақсы бағамен мектепте бітіретін боламын. Енді уәдемде тұру керек.
Бир куни арыстан казанга су кайнатып, жануарларды жинайды. "Ким сол ыссы суды ишеды, соган кымбат сыйлыгым бар"- деды.
Жануарлар кезекпен-кезек казанга жакындайды, бирак кайнап турган суды ишуге батылы бармайды. Сонынан коян келип, казанды котереды де:
-Ыссы су ишкенды унатамын! -дейды.
-Онда иш! -деп айкайлайды жануарлар. Сонда коян казанды катармен турган жануарларларга бир-бирлеп:
-Кориндер, су шыныменде ыссы! -деп корсетеды. Сонгы жануарга келгенде, су суып, коян ишип алады. Жануарлар ан-тан болады.
Алданып калган арыстан коянга сыйлыгын усынып:
-Мине, нагыз батыр! - деп мактайды.
СЛОВО ТРИДЦАТЬ ПЯТОЕ
Призвав к Суду ходжей, суфиев, мулл, жомартов и шахидов. Всевышний строго спросит с них. Поставит отдельно тех, кто был ходжой, суфием, муллой, жомартом и шахидом, но совершил благие дела при жизни лишь ради того, чтобы жить в почете. И поставит отдельно тех, кто служили ради Аллаха, старался быть угодным ему.
И скажет тем, кто возносил ему хвалу из корысти: «Вы при жизни служили ради того, чтобы к вам обращались уважительно — хаджеке, молдеке, мырзеке, софеке, батыреке. Здесь этого не будет. Ваша счастливая жизнь кончилась, кончилась ваша власть над людьми. Здесь вы не то что почитаемы будете, а наоборот, спросится с вас за все. За все придется отвечать! Я дал вам жизнь, наделил богатством. Вы же использовали это для наживы, обманывали людей, прикрываясь заботой о потустороннем мире».
Тем же, кто старался честно служить, он скажет: «Вы жизнью своей и всеми делами старались угодить мне. Я доволен вами. Для вас мной уготовано место почетное, проходите же! Возможно, здесь вы встретите друзей и тех, кому делали добро, или тех, кто содействовал вашим добрым намерениям. Радуйтесь же!».
СЛОВО ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЕ
В хадисе нашим пророком, да благословит Аллах его имя, сказано: «У кого нет стыда, у того нет и веры». В народной пословице говорится то же самое: «У кого есть стыд, у того есть иман». Становится очевидным: стыд — есть неотъемлемая часть имана. Но что такое стыд?
Существует стыд, порожденный невежеством. Это то же, что застенчивость ребенка, который стыдится вымолвить слово или подойти к незнакомому человеку, хотя никакой вины его ни перед кем нет. Не имея вины перед шариатом, перед собственной совестью, стыдиться того, чего не следует стыдиться, — верный признак глупости и низкородности.
Истинный стыд тот, который испытывают, совершив поступок, противный законам шариата, совести, человеческому достоинству. Такой стыд бывает двух видов.
Один из них — когда стыдишься не за себя, а за провинность другого. Стыдишься, потому что сострадаешь человеку, и думаешь: «Япырай, что стало с этим человеком? Почему он вдруг поступил так недостойно?»- краснеешь за него.
Другой стыд вызван своей совестью, собственной провинностью перед шариатом, перед своей совестью и человечностью, допущенной по ошибке или случайно. Может, никто кроме тебя и не знает о твоей провинности, но твой разум и естество терзаются, наказывают себя. Ты не находишь себе места, не можешь смотреть людям в глаза, мучаешься.
Люди, способные переживать такой стыд, отказываются от еды, теряют сон, случается, что в отчаянии они кончают жизнь самоубийством. Стыд — это человеческое достоинство, заставляющее изнутри признать свою вину и вынести себе наказание. В такие часы и мысли в голову не идут, и слова как будто теряются. Не утереть слезы из глаз и влагу из носа. Человек уподобляется жалкому псу. Он не только не может смотреть людям в глаза, но и вообще ничего не видит. Тот, кто знает о таких терзаниях, но вместо того, чтобы великодушно простить виновного, усиливает его страдания, лишен человечности и милосердия.
Люди, которых я вижу сейчас, не стыдятся ничего и не умеют краснеть. «Я же признал свою вину, чего еще?»- говорят они. Или оправдываются: «Ладно, я опозорился, но ведь и ты так поступаешь?» Или говорят: «Вот такой-то и такой-то сделали то-то и то-то, но ходят по земле как ни в чем не бывало. Я же по сравнению с ними, можно сказать, ничего плохого не совершил. К тому же у меня была причина так поступить». Вместо того чтобы устыдиться содеянного, они обеляют себя.
Как нам назвать такого - человеком стыдливым или не ведающим стыда? Назвать стыдливым не позволяют хадис и слова, сказанные мудрыми...
Как нам понять, есть у этих людей иман или нет его?!.
<u>Мәтін</u>
<u>Бәйге.</u>
Бәйге – ұлттық ойындардың ішіндегі ең маңыздысы.Жылқы болған жерде бәйге де бар. Қазақ танымында бәйгенің көптеген түрлері бар. Атап айтқанда: аламан бәйге, үдемелі бәйге, айғыр, тай, құнан, жорға жарыс, т.б.Бәйге – біз біле бермейтін этнографиялық мазмұн мен бай дәстүрге ие. Бәйге өткен заманда үлкен-кіші ас-тойларда ұйымдастырылып, даулы мәселелер туындамас үшін бәйгенің билігі беделді ақсақалдарға жүктелген. "Бәйге ат мүсінін жасырады" демекші,бұл жерде аттың сұлулығы емес,жылдамдығы,ептілігі сыналады.Бәйгеге мал дәрігерінің қарауынан өткен аттар жіберіледі. Жарысқа қатысушылардың кеудесіне және арқасына нөмірлер тағылады; шабандоз жеңіл, ыңғайлы, белгісі бар ұлттық киім киеді.Аттың ер-тұрманында, шабандоздың киімінде адам жарақаттанатындай заттар болмауы тиіс.Бірінші орын мәреге атының тұмсығы бірінші іліккен шабандозға,қалған орын аттардың келу ретіне қарай беріледі.
Бәйге бүгінгі күні де жалғасын табуда.Әсіресе, дүбірлі мерекелерде,әз Наурызда бәйге жарысы ұйымдастырылып тұрады.