Различия между Фамусовым и Молчалиным являются внешними, поверхностными. Павел Афанасьевич – в летах, а Алексей Степанович молод. Фамусов – начальник, а Молчалин его подчиненный. Павел Афанасьевич – один из признанных столпов московского общества. Его служебное положение достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте» . Молчалин пока выполняет, чуть ли не роль прислуги при московских «тузах» : носит собачку Хлестовой, очищает от мела сукно на игральных столах. Фамусов – столичный житель, дворянин, а Молчалин – тверской провинциал. Фамусов любит дочь, а его секретарь играет роль влюбленного. Фамусов много говорит искренне и бурно выражает свои чувства. У него «говорящая» фамилия, образована от латинского «fama» - молва. И у Молчалина фамилия «говорит» сама за себя. Он, вращаясь в высших слоях общества, по большей части молчит. Однако так будет, скорее всего, до поры до времени. Ведь Молчалин – «двойник» Фамусова.
У героев существует внутреннее, глубинное сходство. У них, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение, их жизненные принципы и идеалы совпадают.
Фамусов – консерватор. Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений. Идеал Фамусова – прошлое, когда все было «не то, что ныне» . Павел Афанасьевич – убежденный защитник морали «века минувшего» . По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы» , учиться «на старших глядя» . Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завету: «угождать всем людям без изъятья» . Для фамусовского секретаря «святыми» являются только «мнения чужие» . Он, как и Фамусов, считает зависимость «от других» основным законом жизни. Тверской провинциал быстро усвоил, что надо иметь «покровителей» , даже если приходится всецело зависеть от их воли. Для Фамусова примером является «смышленый» Максим Петрович, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: «Упал он больно – встал здорово» . Алексей Степанович рискует в результате тайного «романа» потерять расположение покровителя, но отказаться от «угождения» дочери «такого человека» он не в состоянии.
Молчалин – типичный «средний» человек: и по способностям, и по уму, и по жизненным целям. Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник. Но у них есть общий «талант» - умение приспособиться к обстоятельствам, к «нужным» людям. Они органично вписываются в московское общество. Главный путь к благам для них – служба. Истинная цель деятельности – сделать карьеру, «достигнуть степеней известных» . Фамусов не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями. Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским: он хотел бы «и награжденья брать, и весело пожить» . Как только Молчалин «взлетит» , то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением. Для Павла Афанасьевича это уже стало «золотым» правилом:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!. .
Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания («Ах! злые языки страшнее пистолета» , «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» ) напоминают фамусовское: «ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! »
<span>Молчалин и Фамусов живут по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Они способны на низость. Оба героя одновременно проявляют «известный» интерес к служанке Лизе. По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальшь – не представляют опасности. Молчалин – тень Фамусова. Он тоже ведет игру и действует по традициям и правилам, принятым в фамусовском обществе. Молчалин – это «маленький Фамусов» , герои воплощают один социальный и нравственный тип, , тип приспособленцев, «деловых» людей.</span>
В 1606-1610 годах на русском престоле находился царь Василий Иванович
Шуйский. Шуйские были знатнейшим русским родом и вели свое
происхождение от Александра Невского.
Царь Василий пришел к власти после боярского заговора, во время
которого был убит самозванец Лжедмитрий, выдававший себя за сына Ивана
Грозного. Чтобы избавиться от кривотолков, Василий приказал
торжественно перенести в Москву из Углича мощи настоящего Дмитрия.
Церковь причислила этого царевича к лику святых.
Но даже такие меры не помогли. В народе снова возникли слухи,
что тогда был убит попов сын, а настоящий Дмитрий жив и здоров и где-то
прячется, с тем чтобы, накопив силы, отомстить царю Василию.
Власть Василия Шуйского была очень шаткой. Он был избран на
престол немногими людьми и по существу являлся боярским царем. Скупой,
хитрый и вероломный старик не пользовался никакой популярностью в
народе. К тому же в стране было неспокойно, по дорогам бродили шайки
смутьянов и разбойников. Народ ждал нового «избавителя».
Летом 1606 года на юге России вспыхнуло восстание под
руководством бывшего холопа Ивана Болотникова. Оно полыхало целый год и
охватило огромную территорию. С большим трудом царским войскам удалось
подавить волнения. Болотникова казнили.
Не успел царь Василий прийти в себя от болотниковской смуты, как
его ждал новый удар: наконец явился новый «царь Дмитрий». Выступив из
Стародуба-Северского, неизвестный никому самозванец в июле 1607 года
предпринял поход на Брянск и Тулу. В мае следующего года отряды
Лжедмитрия II разбили под Волховом войска Василия Шуйского и вплотную
подошли к Москве. Самозванец встал лагерем в подмосковном селе Тушино,
за что и получил прозвище «Тушинский вор». В то время слово «вор»
значило не что иное, как государственный преступник.
В стране сложилось двоевластие: царь Василий был не в силах
справиться с тушинцами, а Лжедмитрий не мог взять Москву. Военные
столкновения не давали результата ни той, ни другой стороне.
В Тушине Лжедмитрий II образовал свое правительство, которое
состояло из некоторых русских феодалов и приказных. К нему поступили на
службу даже некоторые бояре, недовольные Шуйским. Прибыло и множество
поляков, в том числе и Марина Мнишек - вдова убитого Лжедмитрия I. Она
«признала» нового самозванца своим мужем, но тайно обвенчалась с ним по
католическому обряду.
Лжедмитрий II не обладал способностями своего предшественника и
скоро оказался игрушкой в руках польских наемников. Фактически во
главе тушинского лагеря стоял польский гетман Рожинский. К осени 1608
года тушинцы установили контроль над довольно обширной территорией.
Тем временем польский король Сигизмунд III сам начал военные
действия против России. Он не захотел помогать легкомысленному и
разгульному Лжедмитрию II, а на русский престол надеялся посадить своего
сына Владислава. В сентябре 1609 года польские войска осадили Смоленск.
Самозванец и вовсе стал не нужен интервентам. По приказу короля
польские отряды покинули Тушино. Ушли к Сигизмунду III и многие русские
феодалы, служившие Лжедмитрию.
В декабре 1609 года самозванец бежал из Тушина в Калугу. Но через
полгода, когда поляки разбили под Клушином войска Василия Шуйского,
Лжедмитрий II вновь подошел к Москве. Там произошло важное событие: 17
июля 1610 года был свергнут с престола царь Василий. Власть перешла к
боярскому правительству - «семибоярщине». Оно заключило договор с
Сигизмундом III, признало его сына Владислава русским царем и в
сентябре предательски впустило польскую армию в Москву.
Лжедмитрий II снова бежал в Калугу, где 11 декабря 1610 года был убит одним из приближенных.