Гумани́зм – (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный) – многозначное слово, являющееся вторым названием эпохи Возрождения (эпоха Гуманизма), названием различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли. Также обозначает нравственные качества личности, такие как: человечность, уважение, отношение к человеку как высшей ценности и т. п.
Гуманизм оформился в Западной Европе в эпоху Возрождения, в противовес предшествующей ему католической идеологии аскетизма, которая утверждала мысль о ничтожности человеческих потребностей перед требованиями Божественной природы, воспитывала презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям».
Родители гуманизма, будучи христианами, не ставили во главу мироздания человека, но только напоминали о его интересах как личности богоподобной, обличали современное им общество в грехах против человечности (любви к человеку). В своих трактатах они утверждали, что христианское учение в современном им обществе не простиралось на всю полноту человеческой природы, что непочтением, ложью, воровством, завистью и ненавистью по отношению к человеку являются: пренебрежение его образованием, здоровьем, творчеством, правом выбора супруга, профессии, образа жизни, страны проживания и многим прочим.
Гуманизм не стал этической, философской или богословской системой (см. об этом в статье Гуманизм, или Возрождениефилософского словаря Брокгауза и Эфрона), но, несмотря на его богословскую сомнительность и философскую неопределенность, в настоящее время его плодами пользуются и самые консервативные христиане. И, напротив, редко кто из самых «правых» христиан не ужасается тому отношению к человеческой личности, которое принято в сообществах, где почитание Единого Бога сочетается с отсутствием гуманизма.
Однако, с течением времени, в гуманистическом мировоззрении произошла подмена: Бог перестал восприниматься центром вселенной, центром вселенной стал человек. Таким образом, в соответствии с тем, в чем полагает гуманизм свой системообразующий центр, можно говорить о двух видах гуманизма. Изначальный – гуманизм теистический (Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гутен и проч.), который утверждает возможность и необходимость промысла Божия о мире и человеке. «Бог в этом случае не только трансцендентен миру, но и имманентен ему»[1], так что Бог для человека является в этом случае центром мироздания.
В получившем широкое распространение деистическом гуманистическом мировоззрении (Дидро, Руссо, Вольтер) Бог полностью «трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему»[2], поэтому человек становится центром мироздания для самого себя, а Бог только «учитывается».
В настоящее время подавляющее большинство работников гуманитарной сферы считает, что гуманизм автономен, потому что его идеи не могут быть выведены из религиозных, исторических или идеологических посылок, всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации межкультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. Следовательно, гуманизм универсален, то есть применим ко всем людям и любым социальным системам, что находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др.[3] Фактически, это мнение утверждает тождество современного понятия «гуманизма» понятию «естественного нравственного закона», употребляемого в христианском богословии (см. здесь и далее «Педагогическое доказательство…»). Христианское понятие «естественного нравственного закона» от общепринятого понятия «гуманизма» отличается только предполагаемой природой, то есть, тем, что гуманизм считается социально обусловленным, порожденным социальным опытом явлением, а естественный нравственный закон считается вложенным изначально в душу каждого человека стремлением к порядку и всяческому добру. Так как, с христианской точки зрения, недостаточность естественного нравственного закона для достижения христианской нормы человеческой нравственности очевидна, то очевидна и недостаточность «гуманизма» как основы гуманитарной сферы, то есть, сферы человеческих отношений и человеческого бытия.
Подтверждением абстрактности понятия гуманизма служит следующий факт. Так как естественная нравственность и понятие о любви к человеку свойственны, в том или ином проявлении, любому человеческому сообществу, то и понятие гуманизма берется на вооружение практически всеми существующими идеологическими учениями, благодаря чему существуют такие, например, понятия, как социалистический, коммунистический, националистический, исламский, атеистический, интегральный и проч. гуманизмы.
В сущности, гуманизмом можно назвать ту часть любого учения, которая учит любить человека в соответствии с пониманием этой идеологией любви к человеку и методов ее достижения.
<span>На политической карте мира в середине XIX века были представлены большинство современных государств. Раздробленными оставались только три из ныне ведущих стран: Германия, Италия, Франция. (Две, кроме Франции) Причиной, ускорившей объединение Германии, стала революция в Пруссии – самом могущественном из немецких государств. (Франко-Прусская война) Первымимператором объединенной Германии стал Бисмарк. (Канцлером)</span><span>Последней страной, отменившей рабство, в новой истории человечества стали США, сделавшие это в 1865 году. (Бразилия, 1988 г.) Противники отмены рабства убили президента США Джона Кеннеди, решившегося на этот прогрессивный шаг. (Авраама Линкольна) Во многих странах мира к началу XX века завоевал популярность социализм, провозглашающий гонку вооружений, приоритет военных во всех сферах жизни государства (Милитаризм) Лишь одна страна пыталась предотвратить гонку вооружений, выступив в 1898 году с инициативой проведения всемирной конференции по разоружению. Этой страной была Франция и ее император Наполеон III. (Россия, Николай II)</span><span>Расцвета достигла культура человечества на рубеже веков. Американский инженер Эдисон изобрел кинематограф. (Братья Люмьер, французы) Англичанин Резерфорд – радио (Россиянин Попов и итальянец Маркони) Первой женщиной в мире лауреатом Нобелевской премии стала Софья Ковалевская. (Мария Складовская-Кюри)</span><span>Но человечество неизбежно катилось к началу мировой войны, ибо уже были созданы в Европе агрессивные блоки: НАТО и Антанта. (Тройственный союз и Антанта).</span>
Нил имеет сложный режим. В экваториальной части бассейна реки наблюдаются два максимума осадков — весенний (март — май) и осенний (сентябрь — ноябрь) , что обусловливает повышенную водность ниже ущелья Нимуле в летние и зимние сезоны. В Судане и бассейне Голубого Нила (вторая основная область питания Нила) дожди идут летом (июнь — сентябрь) . В Судане Нил, сильно разливаясь летом от муссонных дождей, теряет много воды на испарение. Поэтому в питании Нила главную роль играет Голубой Нил, приносящий летом до 60—70% воды. В связи с этим подъём воды на Нила в центральном и северном Судане и в Египте приходится на летне-осенние месяцы. Так, в Нижнем Египте половодье наблюдается в июле — октябре. …
При обычном половодье подъём воды в пределах Египта составлял 6—7м. До постройки регулирующих сооружений в долине Нила наблюдались сильные наводнения. Твёрдый сток у Асуана (быв. Сиена) составляет в год 62 млн. м3, из которых большая часть в виде ила осаждается на полях, в оросительных каналах и в водохранилищах.
Время разлива Нила в Нижнем Египте приводится с точностью до месяца, однако, даже если предположить, что разлив Нила в среднем начинается точно первого июля, это будет означать, что подъём воды в Нижнем Египте происходит как минимум на 8÷10 дней позже даты летнего солнцестояния.
<span>В наше время, примерно 22 июня происходит летнее солнцестояние через некоторое время после которого наступает разлив Нила. В нижнем течении Нила, максимальный паводок приходится на август, а с 15 августа в течение двух недель, отмечается национальный праздник Египта посвященный разливу Нила. </span>