В 1081 г. императором Византии стал основатель новой династии Комнинов Алексей 1. Империя была в плачевном состоянии - после очередной гражданской войны, осаждаемая очередными варварами - на западе норманами, на севере печенегами.Но главнаю угрозу составляли турки-сельджуки, которые захватили практические всю азиатскую часть Византии, а свою столицу расположили в непосредственной близости от Константинополя
В этой отчаянной ситуации Алексей попросил военную помощь у правителей западного мира. Надо сказать, что это не было ноу-хау - отряды рыцарей-наемников и прежде плодотворно сотрудничали с Византийскими императорами. Пока велась переписка, Алексею удалось нормализовать ситуацию собственными силами, кроме того, император расчитывал, что помощь Запада будет иметь формат ограниченного воинского контингента, поэтому то, свалилось на Византию из Европы шокировало даже самых психически устойчивыхграждан.
Призыв Алексея в Европе был услышан и не просто услышан - началась самая настоящая информационная война, потому что во все это были вовлечены самые широкие слои населения, начиная от светских и духовных правителей и заканчивая беднейшими слоями населения. Европа буквально сошла с ума на этой теме
Свести все к религиозным или сугубо мирским интересам - сильно упростить причину бурного ажиотажа, было много аспектов, в том числе и религиозного порядка
Начнем с самой церкви - она переживала в это время период реформ, центр этого движения находился в Клюни. Реформаторы очищали Церковь от неподобств, которые в ней творились в прошлые века и одновременно укрепляли ее авторитет и силу, делая Папу самым сильным правителем Европы. Напомню, незадолго до этого произошел знаменитый конфликт папы Григория 7 с германским императором Генрихом 4, в котором папа стал победителем. Военные походы в Святую Землю по призыву и под руководством Церкви значительно подняли бы авторитет и укрепили Папский престол. Это был повод создать папскую армию, завоевать Восток, подчинить себе Святую Землю и тем самым заткнуть за пояс Византийского патриарха - главного конкурента Рима в христианском мире
Феодалы. К этому времени закончились Темные века, когда варвары делили наследство Западной Римской империи и все со всеми воевали. И хотя еще не сложились централизованные гос-ва знакомого нам вида, но уже определились границы феодальных владений - герцогств и графств, уже сложилась феодальная лестница со своей системой иерархии во главе которой находился верховный сюзерен - монарх и которому принадлежала вся земля в гос-ве. Воевать становилось все сложнее и сложнее, да и убийство христиан не приветствовалось - например, после победы при Гастингсе все воины Вильгельма должны были нести покаяние. Но что было делать с многочисленными рыцарями - адреналиновым сословием, которое существовало именно как воинское сословие и единственное предназначение которого была война. Распространение майората сделало проблему еще более острой - все имущество отца наследовал старший сын, все остальные отправлялись на все 4 стороны на вольные хлеба. Рыцарские турниры, война или разбой становятся для младших сыновей единственным средством к существованию. Безусловно, разборки между феодалами продолжались и каждому сеньору нужно было свое воинство, но сделать карьеру и оттяпать себе владение становилось все сложнее и сложнее
Их Крестовые походы манили возможностью заработать, разбогатеть, а то глядишь, и заиметь собственное феодальное владение на освоенных территориях. Убийство мусульманина не рассматривалось как грех, за него не надо было нести покаяние, мало того, крестоносцу "списывались" все старые грехи, в том числе и предыдущие убийства, а также(многие в это тогда верили) можно было искупить даже грехи предков.
Крестьяне. К этому времени потеряли былую свободу и окончательно стали феодально зависимыми. Нещадно эксплуатируемые и бесправные, страдающие от набегов соседних сеньоров, зависящие от милости своего сеньора, церкви, погодных условий, темные и не грамотные, тяжело работающие, плохо питающиеся при практически полном отсутствии медицины - благодатная почва для экзальтированных настроений. А с 1087 по 1094 годы, как писали хронисты, было 7 "тощих", то есть голодный, неурожайных лет. Кара Божья! - а как иначе могли это трактовать средневековые крестьяне?
Для крестьян поход в Святую землю - это был протест против постылой реальности, побег, исход в необыкновенный сказочный мир, избавление от той жизни, где их короткий век проходила с самых ранних лет в изнуряющем труде, где любой человек на коне и с мечом мог ограбить, надругаться и даже убить
Святую Землю в Средние века нельзя назвать терра инкогнита для европейцев - туда шел регулярный поток паломников, кол-во которых в 11 в. значительно возросло. Угроза христианским паломникам в святой Земле - это были безусловно прпагандистские ход католической церкви: мусульмане были в те времена веротерпимыми, турки не так давно захватившие заветные территории у арабов, убивали только арабов,паломников беспрепятственно пропускали к святыням, а если с путешественниками и случались иногда неприятности, то это была обычная уголовщина, но никак не ралигиозные преследования. Тогдашние "владельцы" святынь брали с паломников посильную мзду и были заинтересованы, что бы этот не пыльный бизнес и впредь приносил доход. Кстати, христиане, проживающие на Востоке, также не подвергались никаким преследованиям и спокойно себе жили бок о бок с мусульманами и иудеями, христианские церкви стояли целые и невредимые.
Все те ужасы, которыми кошмарили проповедники европейцев, были обычной грязной пропагандой.
26 ноября 1095 г. на соборе в Клермоне папа Урбан 2 произнес речь, призывая отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман, а начало крестового похода было назначено на праздник Вознесения Богородицы - 15 августа 1096 г.
Крестьяне, как люди не обременные собственностью и не нуждающиеся в долгих сборах первые откликнулись на призыв церкви: не дожидаясь даже сбора урожая, который как назло в тот год оказался обильный, собрав нехитрый скарб, целыми семьями и даже общинами двинулись они в путь под предводительством бродячего проповедника - амьенского монаха Петра Пустынника. Это воинство насчитывало около 50-60 тыс. человек. Отправивишись в путь весной 1096г., армия бедняков шла через Европу, грабя ради пропитания местное население, что вызывало бесчисленные конфликты. 1 августа они достигли Константинополя, но импратор закрыл ворота города у них под носом, но согласился переправить на азиатский берег, где нищие крестоносцы тотчас же начали убивать и грабить местное население, не обращая внимания на то, что эти люди - христиане. В итоге турки силовым путем прекратили бесчинства (битва при Дорилеуме), истребив большую часть горе-крестоносцев, а остальных продав в рабство. Из тел погибших был сложен холм, высотой около 30 м.
Петр Пустынник выжил и в дальнейшем присоединился к главной армии крестоносцев.
Продолжение следует...