<span>Гринев - молодой дворянин, офицер екатерининской армии. Перед отъездом на службу он получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь - смолоду». Эта народная пословица также является и эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь - термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь - это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения, до признания героических качеств вождя антидворянского восстания, до «сильного сочувствия», до невольного преклонения перед моральной высотой Пугачева. Гринев нигде не изменил себе, нигде его устами не говорил прямо автор. Гринев, стараясь выполнить свой долг перед государством и императрицей, не присягает Пугачеву и готовится достойно принять смерть, как это сделали комендант и его помощник. Позже, на военном совете Пугачева, Гринев снова отказывается присягнуть ему, объясни свое нежелание тем, что он уже присягнул императрице и не может изменить своему долгу.
В отличие от Гринева, Швабрин, пытаясь спасти свою жизнь, сразу переходит на сторону Пугачева. В лице Швабрина показан типичный представитель гвардейского офицерства екатерининского времени - светски блестящего, но поверхностно образованного, в котором чтение французских просветителей развило лишь скептицизм и беспринципность. Швабрин как офицер гвардии видит в себе человека, которому все доступно и дозволено. Читателю мало известно о его прошлом: карьера сломана, надежд на возвращение в Петербург нет. В этих обстоятельствах переход его на сторону Пугачева дает надежду на перемены. Выбор делается между изменой присяге и неминуемой виселицей. Швабрин глубоко презирает народ, ненавидит и боится Пугачева, цель и задачи восстания ему чужды, никаких пленных побуждений у него нет. Таким образом, Швабрин изменяет своему долгу перед государством в лице императрицы. А свою и так уже запятнанную честь он и вовсе теряет после случая с Машей Мироновой. Его поступок, то есть попытка насильно женить Машу на себе, полностью раскрывает низость и подлость его натуры.
Образ Швабрина прямо противоположный образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству. Блестяще образованный светский человек, тем не менее, по своему характеру очень беспринципный. Мы мало знаем о его прошлом: карьера его сломлена в результате «смертоубийства», надежд на возвращение в Петербург нет. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись таким образом дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды.</span>
Картина «Алёнушка» В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Как говорит сам автор, этот образ давно был в его воображении, однако глубину печали в выражении образа девушки он случайно увидел в Ахтырке, встретив одну сельскую простоволосою девушку. «Каким-то особым русским духом веяло от нее» - так охарактеризовал ее сам художник. Картина «Елёнушка» написана маслом, в 1881 году.
В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В ее грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали. Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.
На картине запечатлена минута отдыха и умиротворения, даже сама природа в этом солидарна. Ровная гладь озера, совершенно спокойные деревья, даже верхушки их не шелохнутся. Время года, изображенное на картине – позднее лето. Еще стоит совершенно зеленый камыш на краю озера, на втором плане картины изображены зеленые молодые березки и осины. А в глубине леса виднеются молодые елки с хорошо отросшими за лето верхушками. Однако на глади озера уже лежат первые опавшие листочки, значит скоро осень.
Картина «Алёнушка» навевает грусть, очень жаль бедную девушку. Мастер изобразил событие очень проникновенно и реалистично. Полотно написано, в основном в зеленых красках. Картина настолько яркая что, кажется, вот-вот оживет и предстанет в реальности и девушка, и лес, и озеро. Критики того времени называли эту работу В. М. Васнецова одной из лучших картин русской школы.
Каких камней нет в море(сухих)
Что поднять с земли легко, но трудно кинуть далеко(пух)
Что такое крыса на шапке(шиншилла)
Маленький человек не виноват в том, что он пришел в мир на стыке тысячелетий, когда глобальные противоречия, сталкиваясь, начинают крушить все на своем пути. И обязанность взрослых – спасти от разрушения мир детской души, передав в руки подрастающих граждан России культурное и историческое наследие человечества. Воплощение этой идеи издательство видит в издании книг серии «Ученые России – детям». Уже подготовлены к выходу в свет произведения корифеев исторической науки: С.Лурье «Заговорившие таблички», С.Лурье «Письмо греческого мальчика», М.Матье «День египетского мальчика», Р.Рубинштейн «Глиняный конверт», Н.Остроменцкая, Н.Бромлей «Приключения мальчика с собакой», А.Каждан «В поисках минувших столетий», Я.Свет «Последний инка». Академик РАН, ученый с мировым именем Сергей Сергеевич Аверинцев так отозвался о начинании издательства: «У меня особые причины для выражения солидарности по отношению к серии книг «Ученые России – детям». Моя собственная жизнь сложилась так, что я до сих пор ощущаю самую кровную связь с теми книгами по истории искусства, литературы и вообще культуры, какие были у меня в детстве и отрочестве. Тогда, именно тогда человек становится тем, чем ему предстоит стать… Меня страшит замыкание научной мысли в кругу общения коллег, а значит, предоставление всего пространства вне этого круга беспрепятственному произволу шарлатанов. Реальное дело, направленное на то, чтобы подготовить из вступающих в жизнь поколений образованную публику завтрашнего дня – святое дело». Книги серии, адресованные школьникам 8-12 лет, посвящены истории мировой цивилизации и истории русской культуры. Уникальность и ценность этих книг заключены в самих ее создателях – незаурядных, известных во всем мире ученых. Их повести и рассказы написаны на основе глубоких знаний истории древней и современной культуры: религии, литературы, живописи, архитектуры, археологии, мифологии… Знание предмета и талант писателя, присущие известным ученым, помогли им создать десятки книг, издававшихся во второй половине XX века. Выпущенные в советское время, порой вопреки пожеланиям чиновников и цензоров, эти книги были оценены по достоинству и рекомендованы в качестве дополнительной литературы по внеклассному чтению. В издательстве готовятся к переизданию целый ряд таких книг. Из них школьники узнают, что такое мифология и культура, наука, политика, архитектура, познакомятся с жизнью гениальных личностей. При этом все сведения легко запоминаются благодаря приключенческим сюжетам и обаянию главных героев. Серия «Ученые России – детям» особенно актуальна сегодня, когда школам предложен не один десяток учебников, вразнобой трактующих вопросы отечественной и мировой истории. Непререкаемый профессионализм и писательский дар авторов книг, предлагаемых юным читателям, сможет противостоять создавшейся неразберихе. В серию войдут не только переиздаваемые, но и новые книги, заказанные издательством ученым разных направлений. Ведь оттого, чему научат ребенка в школе, лицее, гимназии, во многом зависит, каким он вырастет человеком и гражданином. «Знания полагается усваивать из школьных учебников. Но школьные учебники не всегда хороши, особенно в руках неумелых учителей. На моей памяти, чем дальше, тем большим источником знаний становилась научно-популярная литература. И она была хороша, когда авторами ее были настоящие ученые, наделенные к тому же писательскими способностями. Это бывает чаще, чем кажется, и книги, написанные ими, не стареют. Собрать их в одну серию – очень хороший замысел, и выходу в свет этой серии можно только радоваться. Она для детей, но читать ее будут и взрослые». Эти слова принадлежат известному ученому, филологу и историку, академику РАН Гаспарову Михаилу Левоновичу.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000017778