К жилину:доброта,храбрость,храбрость,трудолюбие,покорность и активность
К костылину:эгоизм,слабость,беспомощность,предприимчивость.
Роланд-
Роланд почув себе в обіймах смерті —
<span>Смертельний холод в голові і в серці. </span>
<span>Лягає під ялину ниць Роланд, </span>
<span>Притис до серця меч, і Оліфант. </span>
<span>Він ліг обличчям до країни маврів, </span>
<span>Щоб Карл сказав своїй дружині славній, </span>
<span>Що граф Роланд умер — та переміг. </span>
Путь поэта не завершается его смертью. Понятие "путь поэта", осмысленное во всем его объеме, включает в себя не одну жизнь поэта, но и его посмертную судьбу. И это относится не только к самым великим и именитым. Это справедливо и в отношении таких поэтов, как Дмитрий Веневитинов, не так много успевших сделать, но бывших поэтами по призванию, по глубокой сути своего характера и дарования. Дмитрий Владимирович Веневитинов прожил короткую жизнь -- чуть более 21 года,-- но жизнь его поэзии не была короткой. При жизни Веневитинова его стихи были знакомы немногим, но эти немногие -- и прежде всего его близкие друзья-литераторы -- горячо любили как его самого, так и его поэтический дар. Ранняя смерть поэта потрясла всех, кто его знал. Сразу же после смерти Веневитинова М. П. Погодин записал в свой дневник: "...Читал Скотта. Приходит Рожалин и подает письмо... Неужели так! Ревел без памяти. Кого мы лишились? Нам нет полного счастья теперь! Только что соединился было круг, и какое кольцо вырвано. Ужасно! ужасно!" {Погодин М. П. Из дневника.-- А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1974, т. II, с. 15. (Запись от 19 марта 1827 г.)} Двумя днями позже, 21 марта 1827 г., Дельвиг, до которого дошла печальная весть, пишет Пушкину: "Милый друг, бедного Веневитинова ты уже, вероятно, оплакал. Знаю, смерть его должна была поразить тебя. Какое соединение прекрасных дарований с прекрасною молодостью" {Пушкин. Полн. собр. соч. М.--П.: АН СССР, 1937, т. XIII, с. 325.}. С 1829 г., после выхода в свет первой книги стихотворений Веневитинова, появляются более или менее подробные литературно-критические оценки его поэтического наследия. В 1830 г. в "Обозрении русской литературы за 1829 г." о Веневитинове пишет И. В. Киреевский: "Но среди молодых поэтов, напитанных великими писателями Германии, более всех блестел и отличался покойный Д. В. Веневитинов... Веневитинов создан был действовать сильно на просвещение своего отечества, быть украшением его поэзии и, может быть, создателем его философии. Кто вдумается с любовью в сочинения Веневитинова <...>, тот узнает философа, проникнутого откровением своего века; тот узнает поэта глубокого, самобытного, которого каждое чувство освещено мыслью, каждая мысль согрета сердцем..." {Денница, СПб., 1830, с. XI, V--XI, VI.}. В 1835 г. В. Г. Белинский дает характеристику поэзии Веневитинова: "Помните ли вы юного поэта Веневитинова? Посмотрите, какая у него точность и простота в выражении, как у него всякое слово на своем месте, каждая рифма свободна и каждый стих рождает другой без принуждения" {Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М.: АН СССР, 1953, т. 1, с. 362.}. Белинский писал о Веневитинове и в последующие годы. В 1841 г.: "Какою роскошною зарею занялся рассвет таланта Веневитинова, какой пышный полдень, какой обильный вечер предсказывало прекрасное утро его поэтической деятельности" {Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 4, с. 409.}. В 1842 г.: "Веневитинов сам собою составил бы школу, если б судьба не пресекла безвременно его прекрасной жизни, обещавшей такое богатое развитие" {Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 5, с. 562.}. В 1843 г.: "Мы не обинуясь скажем, что из всех поэтов, явившихся в первое время Пушкина, исключая гениального Грибоедова, который один образует в нашей литературе особую школу,-- несравненно выше всех других и достойнее внимания и памяти -- Полежаев и Веневитинов" {Белинский В Г. Полн. собр. соч., т. 6, с. 160.}.
В романе Михаила Юрьевича Лермонтова показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, - Печорин. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело, как остальные молодые светские люди. Но мы не можем не видеть, что Печорин «на голову выше» окружающих его людей, что он умён, образован, храбр, энергичен. Но нас отталкивает его равнодушие к людям, отношение к настоящей любви, дружбе, его эгоизм. Но способен ли Печорин быть другом?
<span>В романе есть человек, с которым, кажется, главный герой дружен, - это доктор Вернер. В докторе Печорина привлекает скептицизм и материализм, а также то, что тот в душе поэт. Конечно, Печорину нравятся эти качества, ведь они по сути являются лучшими чертами его собственного характера. Однако у доктора есть и отличие от молодого человека: у него есть профессия, дело, он – врач. У Печорина-то дел не было. </span>
<span>Возможна ли дружба между такими умными, понимающими друг друга людьми, которые «читают в душе друг друга» ? Оказывается, что нет. Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он неспособен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (с моей точки зрения это не так, ведь настоящие друзья равны) . Кроме того, люди часто перенимают у друзей какие-то черты, привычки, манеры. Именно поэтому два друга часто похожи. Печорин же считает себя единственным и неповторимым, не нуждающемся в чужих привычках, он хочет лишь «подчинять своей воле всё, что его окружает» . Во-вторых, по словам молодого человека, он (как и доктор Вернер) относится к людям, которые «по правде… ко всему довольно равнодушно, кроме самих себя» . А также люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы, они увлечены собой. </span>
<span>Все нуждаются в друзьях, но не все их находят. Часто из-за того, что к людям у них слишком большие требования. Возможно, Печорин хотел, чтобы друг хоть в чём-то был лучше его, а это достаточно сложно: ведь у Печорина высокая самооценка, да и на самом деле он умён, хотя растрачивает свой ум на мелочи: он разрушает чужие судьбы вместо того, чтобы заняться устройством своей. </span>
<span>Максим Максимыч — добрый малый. Печорин же обидел бывшего приятеля холодностью при встрече. Это не значит, что ему недоступны горькие угрызения совести. Мы не знаем, что он чувствовал в тот миг. Холодность — это лишь маска. Общество научило его быть осторожным: обнажать чувства — подвергать себя насмешкам, ненужному любопытству. </span>
<span>Печорин необычен: он очень хорошо знает людей. Его увлечение – изучать их. Но он использует это не для сближения с ними, а для своеобразных экспериментов. Примером может служить его дуэль с Грушницким, где Печорин стоит под дулом пистолета, рискуя жизнью, но всё же полагая, что Грушницкий не законченный подлец и стрелять не станет. Возможно, эта необычность притягивает людей, но не может служить основой для долгих дружеских отношений. </span>
<span>К тому же, в дружбе между людьми подразумеваются откровенные отношения, а Печорин способен снять маску или стереть грим лишь перед самим собой. Всё это в совокупности и его нежелание измениться приводят к тому, что у Печорина не друзей. Он обречён на одиночество, которое рано или поздно станет для него тягостным, и, может, именно это является его трагелией. </span>